О КОМПАНИИ

Инновационная Компания "Чистая вода"

Входит в Инновационный Экологический Холдинг

Компания является производителем уникального отечественного оборудования позволяющего существенно снизить затраты на Водоподготовку и Водоочистку, при этом значительно повысить качество питьевой воды,а также обеспечить обеззараживание стоков включая и риски распространения коронавирусной инфекции. Компания имеет проверенные решения по борьбе с опасными последствиями использования населением России воды с высоким содержанием Радона. А также производит высокотехнологичное оборудование для дезинфекции коммерческих и жилых помещений с использованием безопасного диоксид хлора. На всё производимое оборудование получены Сертификаты соответствия, Национальные и Международные Патенты.

КОМПЕТЕНЦИИ

Производство стационарных комплексов для дезинфекции нежилых объектов, транспорта, общественных парков, инженерных сооружений с применением инновационной отечественной технологии на основе диоксида хлора

Автоматизированные установки по получению комбинированного дезинфектанта «Диоксид хлора и хлор» для обеззараживания воды позволяют эффективно решать вопросы обеззараживания на всех объектах водоподготовки и водосброса.

«Диоксид хлора» получают из доступного отечественного сырья: хлората натрия, поваренной соли и серной кислоты. Установки могут размещаться как в существующих помещениях, так и поставляются в составе готовых модульных станций для обеззараживания воды.

Внедрение более чем на 25 водоканалах РФ позволяет сделать объективные выводы о его экономичности, экологичности и эффективности по сравнению с хлорированием жидким хлором:

снижение удельных затрат на обеззараживание в 1,5-2,0 раза;
устранение экологической и технологической опасности, связанной с транспортировкой, хранением и применением жидкого хлора; отсутствие необходимости в санитарно-защитных зонах объектов водоподготовки, уход от принадлежности к опасному производственному объекту;
снижение содержания канцерогенных хлорорганических соединений в питьевой воде до 200 раз и ниже предела обнаружения, а в отличие от диоксида хлора, получаемого на импортных установках, наличие побочных продуктов – хлорит-ионов, не превышает ПДК;
улучшение органолептических свойств воды;
эффективное обеззараживание (в том числе от вирусов, спор и простейших) и окисление примесей при дозах в 6-20 раз ниже, чем для хлора;
удаление и предотвращение биообрастаний и коррозии в трубопроводах разводящих сетей;
в случае установки модульной станции отпадает необходимость в проектировании техперевооружения водоочистных сооружений и строительно-монтажных работах;
потребляемая электроэнергия одной установкой менее 100 Вт;

Замена газообразного и жидкого хлора, а также гипохлоритов натрия и кальция на КД приведет к гарантированному обеспечению эпидемиологической безопасности и химической безвредности питьевой воды в условиях недостаточной санитарно-технической надежности водораспределительных сетей городов и населенных пунктов.

Данная технология позволяет также эффективно решать вопросы дезинфекции объектов

Производство мобильных комплексов для дезинфекции нежилых объектов, транспорта, общественных парков, инженерных сооружений с применением инновационной отечественной технологии на основе диоксида хлора

Автоматизированные установки по получению комбинированного дезинфектанта «Диоксид хлора и хлор» для обеззараживания воды позволяют эффективно решать вопросы дезинфекции различных объектов инфраструктуры.

«Диоксид хлора» получают из доступного отечественного сырья: хлората натрия, поваренной соли и серной кислоты.

Предлагаемое решение позволяет:

  • снижение удельных затрат на дезинфекцию в 2,0-10,0 раза;
  • устранение экологической и технологической опасности, связанной с транспортировкой, хранением и применением жидкого хлора; отсутствие необходимости в санитарно-защитных зонах объектов водоподготовки, уход от принадлежности к опасному производственному объекту;
  • снижение содержания канцерогенных хлорорганических соединений в питьевой воде до 200 раз и ниже предела обнаружения, а в отличие от диоксида хлора, получаемого на импортных установках, наличие побочных продуктов – хлорит-ионов, не превышает ПДК;
  • улучшение органолептических свойств воды;
  • эффективное обеззараживание (в том числе от вирусов, спор и простейших) и окисление примесей при дозах в 6-20 раз ниже, чем для хлора;
  • удаление и предотвращение биообрастаний и коррозии в трубопроводах разводящих сетей;
  • в случае установки модульной станции отпадает необходимость в проектировании техперевооружения водоочистных сооружений и строительно-монтажных работах;
  • потребляемая электроэнергия одной установкой менее 100 Вт;

Замена газообразного и жидкого хлора, а также гипохлоритов натрия и кальция на КД приведет к гарантированному обеспечению эпидемиологической безопасности и химической безвредности питьевой воды в условиях недостаточной санитарно-технической надежности водораспределительных сетей городов и населенных пунктов.

Данная технология позволяет также эффективно решать вопросы дезинфекции объектов.

Центр химико-аналитических испытаний

Центр химико-аналитических испытаний обеспечивает:
  • анализ питьевой воды из скважины или из сетей централизованного водоснабжения;
  • химический анализ горячей воды
  • химический анализ сточных вод (неочищенных, очищенных и ливневых);
  • химический анализ природной воды (поверхностной и подземной);
  • инвентаризация стоков и обследования предприятий с целью определения источника, загрязняющего сточные воды;

Сорбенты

1. Сорбент УНИКЕТ предназначен для быстрой концентрации радионуклидов цезия из слабокислых и нейтральных водных растворов (морская и пресная вода, технологические растворы) с общим солесодержанием до 500 г/л. Концентрация не зависит от высоких содержаний ионов калия и натрия.

2. Сорбент МОДИКС - неорганический сорбент на базе диоксида марганца. Выпускается в двух модификациях: МОДИКС - и МОДИКС-К (композитная версия). В композитной версии в качестве носителя используется натуральный алюмосиликат (опал).   МОДИКС извлекает ионы стронция, плутония, урана и дочерних продуктов распада радона из водных растворов.

3. Селективный сорбент НИКЕТ на базе ферроцианида никеля удаляет изотопы цезия и таллия из водных растворов. Присутствие в растворе ионов калия и натрия не ограничивает эффективность сорбента по извлечению цезия.

4. Сорбент Рацир применяется для очистки питьевой воды и водных растворов от ионов кремния и поливалентных металлов. а так же для очистки питьевой воды от радона и его продуктов распада. 

5. Сорбент СМЕТ - неорганический сорбент, основанный на сульфиде меди. Сульфид меди извлекает ионы сурьмы, ртути, мышьяка, кадмия, кобальта и серебра в водных растворах с солесодержанием до 500 г/л.

6. Сорбент АНФЕЖ предназначен для быстрого концентрирования радионуклидов цезия из слабокислых и нейтральных водных растворов (таких, как морская и пресная вода, а также технологические растворы АЭС) с общим солесодержанием до 500 г/л. Эффективность сорбента не снижается при высоком содержании в анализируемом растворе ионов калия и натрия.

Система очистки воды от радона и его дочерних продуктов

Одним из основных путей поступления радона в жилища является вода из подземных источников.

«Эксорб» запатентовал систему очистки воды от радона и его дочерних продуктов распада путем фильтрации через сорбирующий материал РАЦИР с периодической регенерацией загрузки. Опытные испытания системы продемонстрировали, что в течение 3 лет установка очищает воду с содержанием радона около 1500 Бк/л до уровней ниже 60 Бк/л, не производя выбросов радона в воздух помещений и за его пределы.

Для измерения активности радона в воде обычно используют ряд инструментов , основанных на прямой гамма - спектрометрии , эманометрии и жидкосцинтилляционной спектрометрии . Данные методы обеспечивают достаточно низкие пределы обнаружения, от 0,05 Бк/л до 10 Бк/л, но требуют дорогостоящего оборудования и могут быть выполнены только в специально оборудованных лабораториях. При опытных испытаниях системы очистки было проведено тестирование запатентованной НПП «Эксорб» системы Sorben-Tec для экспрессного определения радона в природных водах с использованием бытового дозиметра или поискового бета-радиометра. Система позволяет в течение нескольких часов без сложного оборудования проводить оценку качества работы установки очистки воды, либо оценивать уровень активности источника водоснабжения.

 

Типичные активности радона в грунтовых водах находятся в пределах 3,7 – 370 Бк/л и сильно зависят от геологических условий в конкретной местности [3]. В областях с низким содержанием урана в горных породах содержание радона в подземных водах низко и составляет не более десятков Бк/л. Но в ряде стран Северной Европы, Чехии и на Урале (Россия) не редки случаи обнаружения тысячи и десятки тысяч Бк/л радона в воде. По данным научного комитета ООН по действию атомной радиации (UNSCEAR) до 10% используемых в мире источников воды содержат радон в концентрациях превышающих 100 000 Бк/м3 [4].

В разных странах нормативы на содержание радона в питьевых водах различны. Агентство по охране окружающей среды США рекомендует для питьевой воды не превышать уровень в 150 Бк/л (4000 пКи/л). Согласно директиве COUNCIL DIRECTIVE 2013/51/ EURATOM , для стран Евросоюза рекомендован уровень в 100 Бк/л. В России согласно НРБ-99/2009, уровень вмешательства для 222 Rn в питьевой воде составляет 60 Бк/л, а определение удельной активности 222 Rn в питьевой воде из подземных источников является обязательным.

 

Технология очистки воды от радона и его продуктов распада

Для удаления радона и его дочерних продуктов распада из воды чаще всего применяют методы аэрации или фильтрации через сорбирующий материал, в частности, активированный уголь.

Метод аэрации прост и эффективен, не требует расхода реагентов. Однако, при этом радон выбрасывается в окружающий воздух, а установка требует затрат энергии для работы насосов.

При фильтровании воды через активированный уголь, в нем накапливаются радон и его ДПР. В результате фильтр становится источником гамма-излучения. Для безопасной эксплуатации такие фильтры приходится периодически останавливать для естественного распада радона. Мощность дозы от постоянно используемого фильтра зависит от концентрации радона в необработанной воде, объема водопотребления, объема фильтра, и может достигать опасных величин до нескольких сотен мкЗв/ч, что повышает радиационную опасность процесса очистки в целом.

В работе приведены результаты испытаний запатентованной НПП «Эксорб» системы очистки воды от радона и его дочерних продуктов распада путем фильтрации через сорбирующий материал РАЦИР с периодической регенерацией загрузки.

Суть предлагаемой системы заключается, во-первых, в использовании в качестве фильтровального материала помимо активированного угля неорганического собрента РАЦИР на основе гидроксида циркония, разработанного ООО НПП «Эксорб» для сорбции ионов переходных металлов. Сорбент РАЦИР позволяет извлекать из воды дочерние продукты распада радона (ДПР), которые представляют большую радиационную опасность для желудочно-кишечного тракта как альфа-излучатели, чем сам радон.

Другая предлагаемая особенность новой системы позволяет снижать радиационную опасности от фильтровальной колонны, накапливающей радионуклиды. Для снижения мощности дозы от колонны проводится ее периодическая обратная промывка водой, нагретой до температуры от 50 до 85 С, которую затем собирают в емкость-сборник и выдерживают до распада радона и его ДПР в течение не менее 2 недель.

Объем используемой для промывки воды составляет от 1 до 5-ти объемов сорбирующего материала. Преимущества данной системы перед аналогами следующие:

  1. Установка позволяет гарантированно фиксировать радон и его продукты распада, такие как свинец и висмут, обеспечивая наилучшие из возможных показателей снижения содержания природных радионуклидов в воде (до 99%).
  2. Установка не производит выбросов радона в воздух помещения и за его пределы, обеспечивая безопасность людей вокруг него и не вызывая беспокойство у соседей.
  3. Применяемые в системе инженерные решения позволяют избежать чрезмерного накопления радионуклидов в установке и предотвращают переоблучение людей вблизи нее.
  4. Установка проста, надежна. Не производит шума. Не требует дополнительного потребления электроэнергии. Может быть легко встроена в существующую систему водоподготовки.

На практике подобная установка собрана и уже в 3 года работает в частном доме возле в Свердловской области (Уральский регион, Россия). Исходный уровень содержания радона в воде частной скважины составляет около 1500 Бк/л, уровень очистки после установки – ниже 60 Бк/л.

 

r01

Рис. 1 Схема (слева) и фото реальной установки очистки радона (справа) с указанием показателей гамма-фона на поверхности при ее работе.

 

Объем загрузки активированного угля составляет 70 л, объем сорбента РАЦИР – 15 л. Слой сорбента загружен в средней части колонны, между слоями активированного угля. Ориентировочный объем потребления воды – 1000 л/сут. Периодичность промывки – 1 раз в мес. Перед промывкой уровень мощности экспозиционной дозы на поверхности колонный возле слоя активированного угля достигал 0,6 мкЗв/ч, в центральной части колонный возле слоя сорбента РАЦИР – до 20 мкЗв/ч, что в 100 раз превышало фоновые значения. После промывки уровень гамма-фона спадал до фоновых значений. Вода после промывки сливается в подземный резервуар объемом 3 м3, где выдерживается около месяца, после чего сливается в хозяйственную канализацию.

Для снижения уровня гамма-фона от колонны с фильтровальным материалом в будущем возможна загрузка гомогенизированной смеси активированного угля и сорбента РАЦИР, либо использование запатентованной ООО НПП «Эксорб» конструкции двойной колонны, в которой более активный сорбент РАЦИР размещен внутри колонный с менее активным углем.

 

 

Система Sorben-Tec для экспресс-измерения воды на содержание радона

Для измерения активности радона в воде используется ряд инструментов, основанных на прямой гамма-спектрометрии, эманометрии и жидкосцинтилляционной спектрометрии. Эти методы обеспечивают достаточно низкие пределы обнаружения, но требуют дорогостоящего оборудования и могут быть выполнены только в специально оборудованных лабораториях. Таким образом, создание доступной для широких слоев населения системы для экспрессной оценки содержания радона в питьевой воде, представляет значительный практический интерес.

В 2015 году компанией ООО НПП «Эксорб» была разработана и запатентована технология бытовых экспресс-тестов воды и других жидкостей Sorben - Tec на наличие радионуклидов с помощью бытового дозиметра или поискового бета-радиометра.

Измерение радона можно проводить по бета- или гамма-излучению его короткоживущих дочерних продуктов распада. В таблице 1 приведены ядерно-физические характеристики ДПР радона.

 

Таблица 1. Ядерно-физические характеристики КДПР радона [8]

Изотоп

T ½

Тип распада

Eγ, кэВ

218 Po

3.05 min

α

-

218 At

2 s

α

-

214 Pb

26.8 min

β

352, 295, 242

214 Bi

19.9 min

β

609, 1764, 1120

214 Po

164 µs

α

800, 298

 

Из таблицы 1 видно, что как при дозиметрических, так и при бета-радиометрических измерениях вклад в результат измерения дают только 214 Pb и 214 Bi (в равновесии с 214 Po ), причем вклад 214 Bi в результат больше, благодаря более высокой энергии гамма- и бета-излучения.

Для экспресс-измерения радона с помощью системы Sorben - Tec предложен сорбент производства ООО НПП «Эксорб» на основе гексацианоферрата железа – E 214, селективного к продуктам распада радона - висмуту и свинцу. В отличие от сорбента РАЦИР, извлекающего и радон и его ДПР, сорбент E 214 извлекает менее 5% самого радона, а степень сорбции ДПР радона достигает 38%. Таким образом, становится возможно измерение радона по его ДПР с помощью дозиметрических или бета-радиометрических измерений.

Устройство для экспресс-диагностики Sorbent-Tec представляет собой комбинацию пластиковой крышки диаметром 50 мм для стандартной 5-литровой бутылки и прикрепленной к ней фильтровальной колонки с 20 мл сорбента (рис 2).

 

 

r02

Рис. 2. Внешний вид и пример использования устройства Sorben - Tec с бытовым дозиметром.

 

Достоинством устройства является то, что для проведения измерений не требуется дополнительных операций по подготовке счетного образца. Сорбированные радионуклиды находятся в слое сорбента, прилегающем к сетке. При размещении устройства на измерительном кристалле или детекторе сеткой вниз достигается высокая эффективность счета.

Для тестирования сорбционных систем были использованы натуральные подземные воды с повышенным содержанием радона (~ 100, 400, 500 и 1500 Бк/л), отобранные из скважин и родников Свердловской области (Уральский регион, Россия). Минерализация всех проб была в пределах 200 мг/л, pH – от 6 до 7,5. В экспериментах пробы воды отбирали в герметичные бутыли объемом 5 л, после чего выдерживали в течение как минимум 3 – 5 ч для установления радиоактивного равновесия радона с короткоживущими дочерними радионуклидами ( 218 Po, 218 At, 214 Pb и 214 Bi). Активность радона в пробах измеряли на сцинтилляционном гамма-бета-спектрометре «Атомтех МКС-1315 АТ» по линии равновесного дочернего гамма-излучающего изотопа 214 Bi ( E = 609 кэВ) в стандартной геометрии Маринелли (1 л) без пробоподготовки.

После насыщения сорбционную насадку измеряли на гамма-спектрометре, бета-радиометре УИМ2-2Д с блоком БДЗБ-100Л и с помощью дозиметра ДКГ-01Д «Гарант».

Благодаря очень низкой степени сорбции радона у сорбента E 214 насадку с ним можно использовать повторно уже примерно через 3 часа после предыдущего измерения, когда произойдет почти полный распад (более 95%) ДПР радона в насадке. Среднее время пропускания пробы объемом 5 л через устройство – около 40 минут.

Предел обнаружения радона в воде с помощью системы Sorben - Tec с сорбентом E214 составляет 35 – 40 Бк/л при использовании дозиметра и 10 Бк/л при использовании бета-радиометра при объеме пробы 5 литров. Таким образом, данная методика является достаточно чувствительной для экспрессного обнаружения воды с превышением норм по радону, проста и доступна для населения благодаря возможности использования для измерений бытовых дозиметрических приборов.

Оборудование эффективной водоподготовки для многоквартирных домов

Водоподготовка многоквартирного дома предполагает установку высокопроизводительной системы. На основе проведенного анализа воды подбирается технология водоочистки дома и состав оборудования. Сравнение технико-экономических вариантов и бюджета на обслуживание системы делает выбор в пользу определенной конфигурации. Таким образом, решается как будет очищаться вода для всего многоквартирного дома. Обычно система водоподготовки многоквартирного дома располагается в подвале.

 

В основном система очистки воды состоит из:

  • механических фильтров,
  • фильтров обезжелезивателей,
  • систем умягчения воды,
  • сорбционных фильтров,
  • ультрафиолетовых бактерицидных установок

 

  • Механическая очистка необходима для защиты бытового и промышленного оборудования, так как нерастворимые примеси способны быстро вывести его из строя. Фильтры различаются по степени очистки, то есть по размеру частиц, которые они способны задержать.
  • Фильтры обезжелезивания и деманганации. Они предназначены для удаления повышенного количества железа и марганца – эти металлы не только негативно влияют на вкусовые качества, но и повышают коррозионную активность воды, что приводит к ускоренному износу оборудования. Модель подбирается индивидуально для каждого объекта.
  • Сорбционные фильтры используются для улучшения органолептических свойств воды. Они убирают мутность, придают прозрачность и избавляют от неприятного запаха. В них используется активированный уголь, способный поглощать органические вещества, соединения хлора и другие примеси, негативно влияющие на качество жидкости.
  • Фильтры –умягчители, избавляющие от избытка солей кальция и магния. Избыток этих минералов ухудшает вкус и свойства воды, образует накипь на стенках приборов и негативно влияет на здоровье человека.
  • Ультрафиолетовые бактерицидные установки , которые разрушают молекулы, являющиеся составляющими биологических загрязнителей: вирусов, бактерий и других микроорганизмов. При этом такое обеззараживание воды не меняет ее химический состав.

 

Такой комплексный подход к очистке воды позволяет получить на выходе воду с высокими санитарными показателями, и ее бытовое использование уже не представляет опасности ни для людей, ни для техники.

Следует отметить, что у жильцов появятся дополнительные затраты на обслуживание системы водоподготовки многоквартирного дома, замену загрузок, увеличится расход общего водопотребления на промывку фильтров (плюс 1% к общему расходу). Однако, как показывает практика, преимущества наличия такой системы в доме позволяет экономить семейный бюджет косвенно, так как:

  • значительно продлевается жизнь нагревательных элементов бытовой техники;
  • увеличивается срок эксплуатации запорной арматуры, счетчиков для воды, смесителей и сантехнических устройств;
  • снижается расход моющих и чистящих средств и стиральных порошков;
  • улучшается состоянии кожи из-за отсутствия вредных примесей в воде

ЛИЦЕНЗИИ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

  • Постановление Правительства РФ от 14.09.2016 г.   «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
  • Федеральный закон № 190-ФЗ от 11 июля 2011 г. «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон № 3-ФЗ от 09 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения
  • Федеральный закон № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»
  • Федеральный закон № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  • Федеральный закон № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности»
  • Федеральный закон № 74-ФЗ от 3 июня 2006 г. «Водный кодекс Российской Федерации»
  • Федеральный закон № 96-ФЗ от 04 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха»
  • Федеральный закон № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии»
  • Федеральный закон № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании»
  • Закон Российской Федерации № 2395-1 от 21 февраля 1992 г. «О недрах»
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации №384-р от 20 марта 2012 г.
  • Распоряжение Правительства РФ от 11.11.13 № 2084-р Схема территориального планирования РФ в области энергетики
  • Постановление Правительства РФ от 21.09.2005 N 576 “Об утверждении Правил отчисления организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (кроме атомных станций), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития”
  • Постановление Правительства РФ от 14.08.2013 N 698 “Об утверждении Положения об отчуждении пунктов захоронения радиоактивных отходов, находящихся в собственности юридических лиц, в собственность органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами”
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1185 от 19 ноября 2012 г. «Об определении порядка и сроков создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами »
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1069 от 19 октября 2012 г. «О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериям отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериям классификации удаляемых радиоактивных отходов»
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 767 от 25 июля 2012 г. «О проведении первичной регистрации радиоактивных отходов»
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1298 от 11 октября 1997 г. «Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов»
  • Постановление Правительства РФ № 1188 от 19 ноября 2012 г. “О порядке осуществления государственного учета и контроля радиоактивных отходов, в том числе регистрации радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами” (вместе с “Правилами осуществления государственного учета и контроля радиоактивных отходов, в том числе регистрации радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами”)
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 899 от 10 сентября 2012 г. «Об утверждении Положения о передаче радиоактивных отходов на захоронение, в том числе радиоактивных отходов, образовавшихся при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения»
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1186 от 19 ноября 2012 г. “Об утверждении Положения о возврате в Российскую Федерацию отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения, произведенного в Российской Федерации, и возврате отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения в страну поставщика закрытого источника ионизирующего излучения”
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1249 от 3 декабря 2012 г. “О порядке государственного регулирования тарифов на захоронение радиоактивных отходов”
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1187 от 19 ноября 2012 г. “Об утверждении Правил отчисления национальным оператором по обращению с радиоактивными отходами части поступающих при приеме радиоактивных отходов от организаций, не относящихся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, средств в фонд финансирования расходов на захоронение радиоактивных отходов”
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1189 от 19 ноября 2012 г. “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”
  • Постановление Правительства Российской Федерации №444 от 13 июля 2007 года «О федеральной целевой программе «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 года №280 “О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии”
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии

1. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии

1.1. Правила расследования и учета нарушений при обращении с радиационными источниками и радиоактивными веществами, применяемыми в народном хозяйстве. НП-014-2000.

1.2. Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла. НП-016-05 (ОПБ ОЯТЦ).

1.3. Сбор, переработка, хранение и кондиционирование жидких радиоактивных отходов. Требования безопасности. НП-019-15.

1.4. Сбор, переработка, хранение и кондиционирование твердых радиоактивных отходов. Требования безопасности. НП-020-15.

1.5. Обращение с газообразными радиоактивными отходами. Требования безопасности. НП-021-15.

1.6. Требования к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии. НП-024-2000.

1.7. Основные правила учета и контроля ядерных материалов НП-030-12.

1.8. Правила физической защиты радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ. НП-034-15.

1.9. Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников НП-038-11.

1.10. Требования к устройству и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов для объектов использования атомной энергии. НП-043-11.

1.11. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, для объектов использования атомной энергии. НП-044-03.

1.12. Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды для объектов использования атомной энергии. НП-045-03. Госатомнадзор, Госгортехнадзор, 2003

1.13. Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов для объектов использования атомной энергии. НП-046-03. Госатомнадзор, Госгортехнадзор, 2003

1.14. Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла. НП-047-11. Ростехнадзор, 2011.

1.15. Размещение ядерных установок ядерного топливного цикла. Основные критерии и требования по обеспечению безопасности. НП-050-03. Госатомнадзор, 2003

1.16. Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов. НП-053-04. Ростехнадзор, 2004

1.17. Захоронение радиоактивных отходов. Принципы, критерии и основные требования безопасности. НП-055-14. Ростехнадзор, 2015

1.18. Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации ядерных установок ядерного топливного цикла. НП-057-04. Ростехнадзор, 2004

1.19. Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения. НП-058-04. Ростехнадзор, 2004

1.20. Учет внешних воздействий природного и техногенного происхождения на объекты использования атомной энергии. НП-064-05. Ростехнадзор, 2005

1.21. Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации. НП-067-11. Ростехнадзор, 2011

1.22. Приповерхностное захоронение радиоактивных отходов. Требования безопасности. НП-069-14. Ростехнадзор, 2014

1.23. Правила оценки соответствия оборудования, комплектующих, материалов и полуфабрикатов, поставляемых на объекты использования атомной энергии. НП-071-06. Ростехнадзор, 2006

1.24. Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на предприятии ядерного цикла. НП-077-06. Ростехнадзор, 2006

1.25. Положение о порядке объявления аварийной готовности, аварийной обстановки и оперативной передачи информации в случае радиационно опасных ситуаций на предприятиях ядерного топливного цикла. НП-078-06. Ростехнадзор, 2006

1.26. Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии. НП-090-11. Ростехнадзор, 2011

1.27. Обеспечение безопасности при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Общие положения. НП-091-14. Ростехнадзор, 2014

1.28. Критерии приемлемости радиоактивных отходов для захоронения НП-093-14. Ростехнадзор, 2014

1.29. Нормы радиационной безопасности. НРБ-99-2009. Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.6.1.2523-09. Роспотребнадзор, 2009.  

1.30. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010). Санитарные правила и нормативы. СП 2.6.1.2612-10. Роспотребнадзор, 2010.

1.31. Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами. (СПОРО-2002). Роспотребнадзор, 2009

1.32. Требование к отчету по обоснованию безопасности пунктов хранения радиоактивных отходов в части учета внешних воздействий. ПНАЭ Г-14-038-96. Госатомнадзор, 1996

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

  • Постановление Правительства РФ от 14.09.2016 г.   «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
  • Федеральный закон № 190-ФЗ от 11 июля 2011 г. «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон № 3-ФЗ от 09 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения
  • Федеральный закон № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»
  • Федеральный закон № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  • Федеральный закон № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности»
  • Федеральный закон № 74-ФЗ от 3 июня 2006 г. «Водный кодекс Российской Федерации»
  • Федеральный закон № 96-ФЗ от 04 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха»
  • Федеральный закон № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии»
  • Федеральный закон № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании»
  • Закон Российской Федерации № 2395-1 от 21 февраля 1992 г. «О недрах»
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации №384-р от 20 марта 2012 г.
  • Распоряжение Правительства РФ от 11.11.13 № 2084-р Схема территориального планирования РФ в области энергетики
  • Постановление Правительства РФ от 21.09.2005 N 576 “Об утверждении Правил отчисления организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (кроме атомных станций), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития”
  • Постановление Правительства РФ от 14.08.2013 N 698 “Об утверждении Положения об отчуждении пунктов захоронения радиоактивных отходов, находящихся в собственности юридических лиц, в собственность органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами”
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1185 от 19 ноября 2012 г. «Об определении порядка и сроков создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами »
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1069 от 19 октября 2012 г. «О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериям отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериям классификации удаляемых радиоактивных отходов»
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 767 от 25 июля 2012 г. «О проведении первичной регистрации радиоактивных отходов»
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1298 от 11 октября 1997 г. «Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов»
  • Постановление Правительства РФ № 1188 от 19 ноября 2012 г. “О порядке осуществления государственного учета и контроля радиоактивных отходов, в том числе регистрации радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами” (вместе с “Правилами осуществления государственного учета и контроля радиоактивных отходов, в том числе регистрации радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами”)
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 899 от 10 сентября 2012 г. «Об утверждении Положения о передаче радиоактивных отходов на захоронение, в том числе радиоактивных отходов, образовавшихся при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения»
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1186 от 19 ноября 2012 г. “Об утверждении Положения о возврате в Российскую Федерацию отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения, произведенного в Российской Федерации, и возврате отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения в страну поставщика закрытого источника ионизирующего излучения”
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1249 от 3 декабря 2012 г. “О порядке государственного регулирования тарифов на захоронение радиоактивных отходов”
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1187 от 19 ноября 2012 г. “Об утверждении Правил отчисления национальным оператором по обращению с радиоактивными отходами части поступающих при приеме радиоактивных отходов от организаций, не относящихся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, средств в фонд финансирования расходов на захоронение радиоактивных отходов”
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1189 от 19 ноября 2012 г. “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”
  • Постановление Правительства Российской Федерации №444 от 13 июля 2007 года «О федеральной целевой программе «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 года №280 “О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии”
 
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии

1. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии

1.1. Правила расследования и учета нарушений при обращении с радиационными источниками и радиоактивными веществами, применяемыми в народном хозяйстве. НП-014-2000.

1.2. Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла. НП-016-05 (ОПБ ОЯТЦ).

1.3. Сбор, переработка, хранение и кондиционирование жидких радиоактивных отходов. Требования безопасности. НП-019-15.

1.4. Сбор, переработка, хранение и кондиционирование твердых радиоактивных отходов. Требования безопасности. НП-020-15.

1.5. Обращение с газообразными радиоактивными отходами. Требования безопасности. НП-021-15.

1.6. Требования к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии. НП-024-2000.

1.7. Основные правила учета и контроля ядерных материалов НП-030-12.

1.8. Правила физической защиты радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ. НП-034-15.

1.9. Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников НП-038-11.

1.10. Требования к устройству и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов для объектов использования атомной энергии. НП-043-11.

1.11. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, для объектов использования атомной энергии. НП-044-03.

1.12. Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды для объектов использования атомной энергии. НП-045-03. Госатомнадзор, Госгортехнадзор, 2003

1.13. Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов для объектов использования атомной энергии. НП-046-03. Госатомнадзор, Госгортехнадзор, 2003

1.14. Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла. НП-047-11. Ростехнадзор, 2011.

1.15. Размещение ядерных установок ядерного топливного цикла. Основные критерии и требования по обеспечению безопасности. НП-050-03. Госатомнадзор, 2003

1.16. Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов. НП-053-04. Ростехнадзор, 2004

1.17. Захоронение радиоактивных отходов. Принципы, критерии и основные требования безопасности. НП-055-14. Ростехнадзор, 2015

1.18. Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации ядерных установок ядерного топливного цикла. НП-057-04. Ростехнадзор, 2004

1.19. Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения. НП-058-04. Ростехнадзор, 2004

1.20. Учет внешних воздействий природного и техногенного происхождения на объекты использования атомной энергии. НП-064-05. Ростехнадзор, 2005

1.21. Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации. НП-067-11. Ростехнадзор, 2011

1.22. Приповерхностное захоронение радиоактивных отходов. Требования безопасности. НП-069-14. Ростехнадзор, 2014

1.23. Правила оценки соответствия оборудования, комплектующих, материалов и полуфабрикатов, поставляемых на объекты использования атомной энергии. НП-071-06. Ростехнадзор, 2006

1.24. Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на предприятии ядерного цикла. НП-077-06. Ростехнадзор, 2006

1.25. Положение о порядке объявления аварийной готовности, аварийной обстановки и оперативной передачи информации в случае радиационно опасных ситуаций на предприятиях ядерного топливного цикла. НП-078-06. Ростехнадзор, 2006

1.26. Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии. НП-090-11. Ростехнадзор, 2011

1.27. Обеспечение безопасности при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Общие положения. НП-091-14. Ростехнадзор, 2014

1.28. Критерии приемлемости радиоактивных отходов для захоронения НП-093-14. Ростехнадзор, 2014

1.29. Нормы радиационной безопасности. НРБ-99-2009. Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.6.1.2523-09. Роспотребнадзор, 2009.  

1.30. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010). Санитарные правила и нормативы. СП 2.6.1.2612-10. Роспотребнадзор, 2010.

1.31. Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами. (СПОРО-2002). Роспотребнадзор, 2009

1.32. Требование к отчету по обоснованию безопасности пунктов хранения радиоактивных отходов в части учета внешних воздействий. ПНАЭ Г-14-038-96. Госатомнадзор, 1996