О КОМПАНИИ

ООО «Цифровые Системы Логистики» «ЦСЛ»

Входит в Инновационный Экологический Холдинг

Уникальные компетенции данной компании позволяют комплексно выстроить и оптимизировать организационные процессы для создания целостной системы мониторинга, контроля и учета перемещения любых транспортных и грузовых единиц в целях предотвращения неэффективного, либо нецелевого использования данного транспорта или несанкционированного перемещения/хранения грузовых единиц для различных сегментов экономики.

ЦСЛ обладает уникальным штатом сотрудников, которые в состоянии оперативно решать практически все основные задачи, связанные с созданием высокоэффективных систем мониторинга. В настоящий момент компания «ЦСЛ» развивает следующие основные компетенции:

  • Разработка и внедрение “Системы мониторинга процессов инкассации и перевозки денежных средств и материальных ценностей”;
  • Разработка и внедрение «Цифрового двойника » типового сегмента логистической экосистемы»;
  • Разработка и внедрение “Системы обеспечения безопасности, мониторинга местоположения и технического состояния железнодорожных вагонов”;
  • Разработка и внедрение нового поколения автоматизированной системы учета и мониторинга соблюдения нормативных процедур, а также контроля транспорта, задействованного в сегменте обращения с отходами 1-5 классов опасности;
  • Организация центра разработки специализированной электронной компонентной базы (ЭКБ) отечественного производства, обеспечивающей создание линейки аппаратуры полного функционального цикла цифровой логистики.

Научный потенциал

Коллектив ЦСЛ имеет большой опыт в разработке решений, связанных с цифровой логистикой. На основе опыта компаний было выпущено 16 свидетельств, 15 патентов, получены необходимые сертификаты Военного регистра. Средний профессиональный опыт сотрудников – от 10 до 35 лет в областях разработки и внедрения СПО, оборудования систем связи, навигации и защиты информации. В коллективе трудятся 3 доктора и 11 кандидатов наук.

Специалистами компании создана универсальная телематическая платформа для систем дистанционного мониторинга и управления подвижными и стационарными объектами, которая позволила реализовать целый ряд специализированных систем для различных потребителей – автотранспортной службы и службы тыла Министерства обороны РФ, Внутренних войск МВД России (ФСВНГ), подразделений ФСБ и МЧС России, горно-транспортных компаний и компаний топливно-энергетического комплекса.

Технические решения на базе указанной платформы используются в интересах многих государственных и коммерческих заказчиков, а разработанные форматы и алгоритмы обмена, аутентификации и защиты информации приняты в качестве унифицированного протокола для специальных потребителей.

За разработку и внедрение универсальной телематической платформы коллектив разработчиков удостоен премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2006 год.

В интересах ФСКН России разработана и внедрена специализированная система с использованием технологий пассивной и активной RFID-идентификации.

В системах связи и управления МО РФ широко используются созданные нашей организацией системы автономной синхронизации и часофикации.

Решения с использованием RFID-технологий также применены для создания системы автоматизированной инвентаризации и учёта радиоактивных отходов в интересах ГК «Росатом».

Производство

Специализированное обособленное подразделение ГК имеет производственные площадки и оборудование для обеспечения опытного и мелкосерийного производства (поверхностный монтаж, тестирование, сборка, точная металлообработка) узлов, модулей и блоков радиоэлектронной аппаратуры.

Опыт и команда

Команда нашей Компании представляет собой сплоченный коллектив управленцев и разработчиков, имеющих более двадцати лет опыта в постановке и успешной реализации проектов в области связи и спутниковой навигации.

Занимаясь созданием наукоёмкой продукции с использованием достижений информационных, связных и навигационных технологий, команда концентрирует усилия на разработке, производстве, внедрении и сервисном обслуживании информационно-навигационных систем (ИНС), специализированных комплексов связи, систем на базе активных радиометок, а также аппаратуры высокоточной навигации и частотно-временнОй синхронизации.

Партнеры

Продукция «Цифровые Системы Логистики» широко востребована среди наших партнеров, которыми являются:

Госкорпорация “Росатом” (в том числе Концерн “Росэнергоатом”, ФГУП “РосРАО”, ФГУП “Атомфлот”, ФГУП “Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами”, ФГУП “Радон”, ОДИЦ Концерна “РЭА”, УрФУ, УНИХИМ ), ИЦ «Сколково ”, а также другие предприятия специальных заказчиков, нефтегазовой отрасли, горно-обогатительного (уранового) производства, коммунальных служб, операторы по обращению с отходами.

КОМПЕТЕНЦИИ

Разработка и внедрение “Системы мониторинга процессов инкассации и перевозки денежных средств и материальных ценностей"

Система предназначена для:

  • Управления процессами инкассации и перевозки ценностей
  • Снижения рисков, связанных с перевозками ценных грузов
  • Информационного и аналитического обеспечения руководства, функциональных подразделений и служб безопасности в части процессов инкассации и перевозки ценностей
  • Снижения издержек за счет оптимизации процессов инкассационных перевозок, повышения их прозрачности, контроля эксплуатации специальных транспортных средств инкассации (СТСИ)
  • Предоставления оперативных и аналитических данных о работе экипажей СТСИ в различных отчетных формах

 

Внедрение системы КУПОЛ-КОНТРОЛЬ в коммерческих банках обеспечивает следующие эффекты:

  • снижение рисков, связанных с перевозками ценных грузов (за счет обеспечения возможностей предотвращения и пресечения хищений);
  • повышение прозрачности перевозок для руководства и служб безопасности;
  • повышение дисциплины и ответственности сотрудников, вовлеченных в перевозки;

 

Дополнительно, система способна обеспечить экономический эффект:

  • снижение затрат на ремонт за счет снижения аварийности и повышения дисциплины вождения;
  • снижение затрат на техобслуживание и ГСМ, за счет принуждения водителей к экономичному и рациональному стилю вождения;
  • снижения затрат на техобслуживание за счет оптимизации планирования перевозок и исключения холостых пробегов транспорта;
  • снижение издержек, связанных с недобросовестностью персонала, вовлеченного в перевозки;

 

Основные факторы обеспечения прозрачности и безопасности перевозок:

 

Фактор 1 – Выявление проблем в режиме реального времени

Система позволяет автоматически выявлять проблемы в процессе перевозок и сообщать об их возникновении диспетчеру и службам реагирования.

Критерии возникновения проблем гибко настраиваются под бизнес-процесс Заказчика.

Примеры проблем:

– несанкционированная остановка вне зоны погрузки/разгрузки;
– срабатывание тревожной кнопки или экстренный вызов;
– открытие двери или замка деньгохранилища вне зоны погрузки/разгрузки;
– сход с запланированного маршрута перевозки;
– нарушение графика перевозки;

Система моментально регистрирует эти и многие другие проблемы, позволяя своевременно реагировать на нештатные ситуации и таким образом минимизировать возможные потери.

 

Фактор 2 – Доступ к полной информации об инкассационном транспорте в реальном времени

Система обеспечивает непрерывный контроль местоположения и состояния СТСИ. Диспетчер получает возможность наблюдать текущее местоположение транспорта на электронной карте, потоковые видеоизображения с установленных на транспорте камер, скрытно прослушивать салон, отслеживать состояния установленных датчиков: открытие замков и дверей, тревожная кнопка, включение зажигания и другие.

Таким образом, система является важным инструментом в принятии оперативных решений, т.к. способна быстро предоставить полный набор информации по любому транспортному средству, а также осуществлять непрерывное диспетчерское наблюдение за процессом перевозки.

 

Фактор 3 – Удаленный диспетчерский контроль

Система позволяет передавать на транспорт команды управления, предоставляя службам реагирования банка дополнительный инструмент для решения нештатных ситуаций.

Диспетчер имеет возможность удаленно заглушить двигатель ТС, заблокировать замок деньгохранилища, включить сирену, а также управлять работой любого дополнительного оборудования, установленного на транспорте.

 

Фактор 4 – Доступ к архивной информации

Все данные системы, включая перемещения и работу транспорта, записи переговоров и сессий прослушивания, видеозаписи и др., хранятся в защищенной базе данных и могут быть предоставлены авторизованному персоналу.

Таким образом, система является незаменимым инструментом в расследовании происшествий.

Разработка и внедрение «Цифрового двойника » типового сегмента логистической экосистемы»

Цели:

Создание надежной информационной платформы для максимально быстрого и беспрепятственного транзита огромных объемов грузов за счет гибкого планирования и мониторинга фактических логистических процессов в технологии «цифрового двойника»

  • Создание предпосылок для формирования динамичной и прибыльной отрасли внутренней логистики за счет использования современных цифровых технологий при выполнении ключевых транзитных, экспортных и импортных операций на основе принципа «5С» (Скорость + Сервис + Сохранность + Стоимость + Стабильность)
  • Обеспечение единой доверенной информационно-коммуникационной среды основных игроков логистического процесса в технологии «распределенного реестра»
  • Разработка и внедрение цифровых технологий «умной логистики»
  • Внедрение упрощенных бюрократических процедур, сопровождающих транзитные и экспортно-импортные перевозки

 

Основные задачи:

  • Внедрение разработанных нормативов и процедур (прозрачное ценообразование на услуги, упрощенные тарифы, единые регуляторные процедуры, эффективное использование ж/д путей, морских и сухопутных трасс, упрощенное (в т.ч. электронное) таможенное декларирование и единые пакеты транспортных документов), направленных на упрощение бюрократических процессов, сопровождающих транзитные и экспортно-импортные перевозки
  • Обеспечение единой цепочки цифровых и ориентированных на клиентов сервисов для легкого доступа к услугам «Транзит/Экспорт/Импорт» (системы предварительных и оперативных заказов)
  • Реализация комплексных мер безопасности и сохранности перемещаемых грузов за счет обеспечения их сквозной прослеживаемости с использованием современных технологий дистанционного мониторинга местоположения и контроля целостности товарных/грузовых единиц, в т.ч. с применением комплексного машиночитаемого маркирования и электронных пломбировочных устройств (ЭПУ)
  • Обеспечение доступа ж/д перевозчиков, экспедиторов, сторонних логистических компаний, а также центров распределения и складского хранения к необходимым услугам с использованием современных цифровых сервисов
  • Разработка и реализация системы распределенных баз данных учета поставщиков, производителей и перевозчиков товаров (включая базу арендного вагонного парка)
  • Разработка и реализация единой доверенной информационно-коммуникационной среды основных игроков логистического процесса («Финансы/Заказчик/Поставщик/Перевозчик») в технологии «распределенного реестра»
  • Интеграция функций сегмента логистической экосистемы в Экспертный центр, выполняющий функции ситуационного центра, работающего в технологии «цифрового двойника» и обеспечивающего «цифровое присутствие» экспертов и операторов в логистическом процессе

Разработка и внедрение “Системы обеспечения безопасности, мониторинга местоположения и технического состояния железнодорожных вагонов”

Система является распределенной информационно-коммуникационной системой, предназначенной для управленческой, технологической и информационной поддержки процесса перевозки пассажиров и грузов железнодорожным транспортом, базирующейся на современных технологиях: спутниковой навигации, навигации в закрытых помещениях (RTLS-системы), электронной паспортизации, перспективных сетей связи с учетом результатов деятельности международных и российских организаций по стандартизации сетей «Интернета вещей» (IoT).

Цель создания системы: обеспечить безопасность пассажиров, персонала поезда и грузов во время перевозок за счет контроля маршрутов и графиков перевозок за счет организации надежной связи, контроля работоспособности систем и своевременности проведения профилактических (ремонтных) работ.

 

Задачи, решаемые системой:

– контроль местоположения поезда (вагона) и соблюдения графика движения;
– обеспечение связью бригады поезда с диспетчерскими пунктами, в том числе по резервному каналу и при возникновении аварийных (критических) ситуаций;
– контроль обстановки в поезде, включая информацию видеонаблюдения о состоянии основных систем и работе поездных бригад;
– ведение информационных баз:

  • состояния вагонного парка, основанной на электронных паспортах вагонов;
  • состава вагонных бригад, основанной на электронных паспортах сотрудников.

Система имеет иерархическую структуру и состоит из трех подсистем, одна из которых является головной. Другие подсистемы используют общее оборудование, дополняют друг друга и являются источником служебной и оперативной информации.

Ядром системы является подсистема сбора и анализа информации, которая принимает и обрабатывает полученные сведения, ведет базу данных, проводит первичный анализ обстановки и готовит отчеты по установленным формам.

Подсистема комплексной безопасности и связи является обеспечивающей по отношению к подсистеме сбора и анализа информации и, наряду с передачей данных, предназначена для обеспечения связью внутри поезда и с диспетчерскими пунктами, организации видеонаблюдения (включая межтамбурное пространство) и тревожной и аварийной сигнализации.

Подсистема мониторинга местоположения и состояния поезда предназначена для отслеживания координат положения поезда (вагона), предварительной оценки технического состояния подвижного состава и обеспечения резервными каналами связи вплоть до диспетчерского пункта любого уровня. Подсистема использует навигационные приемники GPS/ГЛОНАСС, системы спутниковой связи, датчики движения и имеет возможность сопряжения с основными информационными системами вагона (поезда).
 
 

Разработка и внедрение нового поколения автоматизированной системы учета и мониторинга контроля транспорта, задействованного в сегменте утилизации отходов 1-5 классов опасности

Нормативная база

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”
Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 г. N 786 “Об утверждении федерального классификационного каталога отходов”
(с изменениями от 30 июля 2003 г.)
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309- ФЗ “Об охране окружающей среды”
Приказ Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721 “Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами”
ГОСТ Р 51769-2001
ГОСТ Р 25108-2003
ГОСТ Р 53692-2009

 

Актуальность проекта

В настоящее время, несмотря на сформированную нормативную базу по обращению с отходами I – V классов опасности, разработка и внедрение надлежащего поколения автоматизированной системы учета и контроля данного процесса не отвечают современным требованиям к развитию цифровой экономики государства. Учет и контроль отходов, которые образованы в процессе производства и потребления, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, а также установленных процедур обращения с ними (сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение), а также их повторного применения, надлежащим образом не организован. Ряд разработанных локальных программных средств, используемых в настоящее время в данной сфере, строго регулируемой государством, характеризуются целым рядом недостатков, к основным из которых следует отнести:

– отсутствие системного подхода к разработке, созданию и внедрению программно-технических средств учета и контроля на всех уровнях;
– отсутствие единых современных программно-технических решений в вопросе сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов;
– отсутствие экономических моделей взаимодействия всех игроков/участников процесса и, как следствие, недостаточное использование предусмотренных государством мер экономического стимулирования процессов обращения с отходами;
– использование различных форматов хранения и обработки данных и как следствие – отсутствие возможности автоматической консолидации и постобработки первичных учетных данных для обеспечения федерального, регионального, муниципального и других уровней оперативной и достоверной информацией о фактических количественных и качественных характеристиках отходов в процессе обращения с ними.

Данных проблем возможно избежать при включении надлежащего комплекта документов в состав проектной документации создаваемых программно-технических комплексов учета обращения, а также строящихся объектов для размещения, хранения, захоронения, утилизации и обезвреживания отходов. Таким образом будет гарантирован сквозной учёт и контроль как установленных нормативных процедур и правил, так и мониторинг физических партий отходов в процессе их обращения на всех этапах их жизненного цикла.

По официальной статистике, в России ежегодно образуется 350–400 тыс. т промышленных отходов только I и II классов опасности. При этом действующие в стране мощности по утилизации позволяют обезвредить меньше 1,5 % их количества. Предприятия, образующие отходы I и II классов опасности, занимающиеся сбором, хранением и переработкой отходов, а также полигоны для изоляции отходов, образующие инфраструктуру центральной и региональных подсистем, не имеют достаточного инструментария для организации скоординированного взаимодействия. Структура единой АСУ обращения с отходами также не достаточно проработана и структурирована как по типам аппаратно-программных решений, так и по основным функционалам (управления, хранения данных, ввода первичных данных по шаблону национального оператора, мониторинга перевозок, состояния отходов, поступления и переработки и т.п.). Опыт эксплуатации пилотных проектов по ряду регионов и координации функций единого процесса не изучен, их успехи и недостатки не анализировались и в полной мере не учитывались.

 

Цель и задачи проекта

Цель проекта – обеспечение качественного повышения уровня экологической безопасности за счет системной разработки и внедрения современных аппаратно-программных средств и инфраструктуры нового поколения для обращения с отходами I – V классов опасности.

Автоматизированная система учета и контроля отходов I – V классов опасности (далее – Система) обеспечит:

  • автоматизацию всех связанных с обращением операций; 
  • контроль в реальном масштабе времени перемещения, расходования, изменения состояний, свойств и характеристик отходов, а также законность их транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, а также их повторного применения;
  • контроль и учет отходов на всех этапах их жизненного цикла;
  • автоматизацию процессов формирование отчетности в соответствии с законодательством и внутренними бизнес-процессами всех участников обращения с отходами;
  • защиту информации, содержащейся в государственной информационной системе учета отходов, в соответствии с  законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также  законодательством  Российской Федерации о коммерческой тайне и об иной охраняемой законом тайне;
  • определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, с соблюдением установленных  законодательством  Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.

 

Описание системы

Это проприетарная Система, сочетающая в себе элементы ERP-системы, системы электронного документооборота, интеллектуальной системы контроля, экспертной системы, прикладной М2М платформы, и базирующаяся на современных технологиях: спутниковой навигации, беспроводной закрытой системы передачи данных, электронной паспортизации, перспективных сетей связи с учетом результатов деятельности международных организаций по стандартизации сетей «Интернета вещей» (IoT).

Система строится по модульному принципу, что существенно увеличивает ее адаптивность под нужды Заказчика и расширяет возможности ее применения. Система может быть построена на основе Автоматизированной системы учета и контроля РВ и РАО (АСУиК РВ и РАО), внедренной и успешно эксплуатируемой на АЭС Концерна «Росэнергоатом».

 

Опыт внедрения

Прототип описываемой Системы внедрен на Нововоронежский АЭС и Ленинградской АЭС. Разработанная и внедренная Система, являясь явным лидером среди программных продуктов подобного назначения, может служить прототипом базовой и гибко настраиваемой прикладной цифровой платформы, предоставляющей сервисы и решения для игроков процесса обращения с отходами I – V классов опасности.

Система может быть положена в основу информационного инфраструктурного решения в рамках создаваемой Государственной информационной системы (в том числе Государственной информационной системы учета и контроля за обращением с опасными отходами I – II классов опасности, создаваемой в ГК «Росатом»).

 

Функции автоматизированной системы учета и контроля отходов 1-5 классов опасности

Благодаря централизованному хранению всех необходимых параметров и данных в единой информационной платформе, а также логической увязке функционирования всех подсистем и модулей в соответствии с требованиями нормативных документов, Система обеспечивает:

  • сквозной учет операций, выполняемых с отходами;
  • учет движения необходимых пломбировочных устройств;
  • централизованный сбор учетных данных по обращению с отходами;
  • автоматизированный контроль и инвентаризацию упакованных отходов на основе использования современных способов маркирования;
  • автоматизированное получение результатов паспортизации отходов;
  • автоматическое формирование по установленным формам справок и отчетов по отходам для представления в вышестоящие, контролирующие и надзорные органы;
  • контроль лимитов образования отходов;
  • управление правами и контроль доступа пользователей ко всем элементам системы.

 

Предполагаемый положительный эффект от внедрения Системы

Система представляет собой территориально распределенный аппаратно-программный комплекс в составе сервера с базой данных и связанных с ним по различным каналам связи автоматизированных рабочих мест ключевых участников процесса обращения с отходами.

Практический опыт использования Системы подтверждает следующие положительные эффекты от ее внедрения:

  • снижение трудоемкости учетных процедур отходов и повышение достоверности результатов их проведения;
  • качественное повышение уровня безопасности обращения с отходами на всех этапах их жизненного цикла;
  • обеспечение достоверности и сокращение сроков подготовки отчетов и справок;
  • повышение информационной безопасности и надежности учета;
  • повышение эффективности инвестирования средств в автоматизацию процессов обращения с отходами за счет обеспечения возможности проверки качества и эффективности принимаемых в этой области управленческих решений;
  • повышение экономической эффективности процесса учета за счет снижения издержек по большинству бизнес-процессов обращения с отходами;
  • возможность предоставления заинтересованным финансово-экономическим структурам/органам в режиме реального времени достоверных и сопоставимых по объектам и параметрам учета первичных данных по отходам.

Апробированный на Нововоронежский АЭС и Ленинградской АЭС прототип предлагаемой Системы может быть использован в качестве базового решения для организации автоматизированного учета и контроля отходов, в т.ч. положено в основу стартового этапа работ по организации учета обращения отходов I и II классов опасности в ГК «Росатом».

Организация центра разработки специализированной электронной компонентной базы (ЭКБ) отечественного производства, обеспечивающей создание линейки аппаратуры полного функционального цикла цифровой логистики

Название продукта

Организация центра разработки специализированной электронной компонентной базы (ЭКБ) отечественного производства, обеспечивающей создание линейки аппаратуры полного функционального цикла цифровой логистики.

 

Справка по ситуации с ЭКБ

Современный этап характеризуется трансформацией логистической отрасли в сторону цифровизации, которая меняет алгоритмы и принципы управления процессами движения товаров, дает возможность использования все бОльших и качественно иных информационных ресурсов. При этом трендом является переход от отдельных логистических решений к комплексным на базе специализированных технологических платформ. Соответственно, к первичному оборудованию (аппаратуре, модулям и проч.), обеспечивающему поток данных о движении товаров и к управляющим воздействиям на этот поток, сегодня предъявляются качественно новые требования. Современное первичное оборудование представляет собой комплекс радиоэлектронных средств (РЭС), реализующих новейшие технологии в области навигации, связи, цифровой обработки сигналов, криптозащиты, кодирования и преобразования различных видов информации.

 

В настоящее время в электронной промышленности России широко используется следующая технология разработки и выпуска РЭС:

– разработка дизайн-центрами СБИС;
– комплексирование другими предприятиями СБИС в виде модулей на плате или системы на кристалле с разработкой специального программного обеспечения (СПО) продолжительностью 2-3 года;
– разработка РЭС определенного функционального назначения в виде законченного изделия третьим эшелоном предприятий – также продолжительностью 2-3 года.

Таким образом, общее время создания РЭС, даже при некотором перекрытии начала и окончания технологических этапов работ, составляет 5-9 лет, что не соответствует современным задачам специальных и коммерческих потребителей.

Отдельной проблемой создания РЭС определенного функционального назначения, особенно для специальных потребителей (точная навигация, навигация в закрытых помещениях, решение связных и информационно-навигационных задач в условиях сложной электро-магнитной обстановки т.п.) является недопустимая степень зависимости от иностранной элементной компонентной базы (ЭКБ). В связи с этим на современном этапе Правительством РФ большое внимание уделяется развитию ЭКБ отечественного производства (ЭКБ ОП), особенно в сегментах роста при технопарках.

Однако, в связи с очевидным в долгосрочной перспективе ужесточением со стороны США (и группы других промышленно и технологически развитых стран) политики экспортного контроля электронных изделий в отношении РФ, запланированных мер по обеспечению создания ЭКБ ОП может оказаться недостаточно.

Кроме того, сформированная в Минпромторге и ГК «Роскосмос» программа разработки ЭКБ ОП:
– концептуально ориентирована на миниатюризацию традиционных узлов и элементов РЭА и не в полной мере учитывает наметившейся в последние годы мировой тенденции к разработке программно управляемых элементов РЭА, миниатюризацию в идеологии “система на кристалле”, созданию многосистемных СБИС по технологии SDR (программно-определяемого радио);
– не в полной мере обеспечивает вертикальную интеграцию проектирования (от ЭКБ до законченных систем).

 

Требования современного рынка специализированной аппаратуры к процессу проектирования ЭКБ, радиоэлектронных систем и комплексов

Современный рынок радиоэлектронной элементной базы, в особенности СБИС, характеризуется следующими факторами:

– короткое время, отводимое на разработку – иногда не более одного года. Это связано с требованиями по своевременному обновлению парка аппаратуры, а также с тем, что технологические нормы изготовления СБИС обновляются в среднем каждые 18 месяцев;
– сверхвысокая сложность внутренней схемы СБИС – количество внутренних элементов измеряется миллионами;
– высокая сложность встроенного в СБИС ПО – вычислительные возможности современных СБИС позволяют реализовать на кристалле встроенные функции сложной цифровой обработки сигналов, развитые алгоритмы со многими уровнями вложенности, а также объединять в одной СБИС задачи разных уровней (первичная и вторичная обработка сигналов, управление, ОС реального времени, прикладные задачи, и т.д.);
– высокая степень интеграции («врастания») ПО в аппаратуру – многие сложные алгоритмы, как например декодирование видеосигнала, реализуются смешанным программно-аппаратным методом;
– высокая сложность реализованных в аппаратуре и встроенном ПО алгоритмов работы (например, декодирование видеосигнала, вычисление корреляционных функций и др.), что приводит к большим временным и финансовым затратам на этапе изучения и разбора алгоритмов и стандартов, еще до их реализации в аппаратуре;
– высокая сложность обрабатываемых сигналов, представляющих собой смесь нескольких видов сигналов с несколькими видами шумов (как например спутниковый навигационный сигнал GPS+ГЛОНАСС+Galileo);
– высокая стоимость освоения микросхем в серийном производстве – до нескольких миллионов долларов в технологических нормах 40-65 нанометров и менее.

Анализ приведенных факторов позволяет сделать принципиальный вывод о технической и экономической целесообразности проектирования элементной базы одновременно с конечными функциональными РЭС (устройствами) на ее основе, применяя вертикальную интеграцию и интенсивное моделирование в САПР.

В описанных выше условиях, для достижения успеха на рынке требуется:

– проектировать аппаратуру и системы, не имея в наличии физических образцов СБИС. Введя модель СБИС в САПР при проектировании системы, можно оценить параметры работы системы в целом и ее потребительские свойства до этапа серийного освоения СБИС в производстве. Реализация только этого принципа позволяет радикально снизить затраты в случае, если оказывается, что параметры СБИС неудовлетворительны для данной системы, и СБИС требует корректировки;
– использовать достигнутые результаты (разработанные функциональные блоки) в следующих работах, чтобы увеличить скорость проектирования и вероятность получения работоспособного изделия с первой попытки. Для этого необходима методика разбивки проекта на повторно-используемые блоки и способ их описания и каталогизации;
– сделать результат проектирования предсказуемым, т.е. максимально увеличить параметр FTR (first-time-right – процент получения работоспособного изделия с первой попытки);
– сделать процесс проектирования параллельным (одновременно вести разработку нескольких узлов или блоков), а значит максимально быстрым;
– достичь максимальной миниатюризации аппаратуры;
– достичь минимальной цены компонента или системы;
– достичь минимальной стоимости разработки;
– обеспечить возможность переноса процесса изготовления изделия на одно из предприятий-изготовителей по выбору (полупроводниковую фабрику, сборочное производство).

Чтобы обеспечить такие характеристики процесса проектирования, необходимо решить следующие задачи:
– иметь возможность совместно моделировать и исследовать математические алгоритмы, структуру аппаратуры и программное обеспечение как единое целое;
– использовать модели, описанные на языках высокого уровня (VHDL, Си), а также применять комбинированные описания;
– оптимально распределить функциональную задачу, решаемую устройством, между программой и аппаратурой;
– обеспечить правильное и предсказуемое взаимодействие аппаратных блоков и встроенного ПО;
– обеспечить возможность отладки аппаратной части и программного обеспечения систем до их физического изготовления, с использованием входных сигналов, формируемых как аппаратными средствами (генератор, имитатор) так и программно (математическая модель);
– подготовить отдельные разработанные блоки для сохранения и использования в будущих проектах.

 

Стратегические задачи Центра

Открытие направления «Организация центра разработки специализированной электронной компонентной базы отечественного производства (ЭКБ ОП)», обеспечивающего создание линейки аппаратуры полного функционального цикла цифровой логистики. Целью данного направления является реализация опережающими темпами производства ЭКБ ОП, изначально ориентированной на создание линейки аппаратуры, которая обеспечит все ключевые функции для выполнения задач цифровой логистики (создание полной микроэлектронной компонентной базы для радиоэлектронной аппаратуры специального и общего назначения).

Данное направление призвано функционировать в рамках одной их признанных в РФ критической технологии («Технология создания электронной компонентной базы») и предполагает охват тематических технологических решений: создание дизайн-центров, центров производства фотошаблонов, разработка сложных функциональных блоков (СФБ) для систем на кристалле и систем в корпусе . При этом предполагается сфокусироваться на таких областях применения критической технологии «Технологии создания ЭКБ», как «информационно-вычислительная техника», «телекоммуникации» и «системы безопасности», а также таких целевых нишах, как создание меток радиочастотной идентификации для борьбы с контрафактом и логистики, аппаратуры телекоммуникаций, модулей/аппаратуры для прикладного использования ГНСС «ГЛОНАСС».

В первую очередь планируется сконцентрировать ресурсы на ЭКБ ОП, реализующей новейшие технологии в области навигации (многоканальные мультисистемные ГНСС-приемники с возможностью реализации высокоточного определения ( RTK – и PPP – режимы), модули Indoor -навигации и др.), активной RFID -маркировки ( LPWAN -трансиверы и др.), связи (ШПС-модемы, модули формирования мультисотового мультимедийного пространства на базе 5 G -технологии), кодирования и криптозащиты (криптопроцессоры, аппаратно-программные модули защиты информации на базе автономно формируемой доверенной среды) , а также преобразования различных видов информации и цифровой обработки сигналов.

Особо следует учитывать, что отечественный̆ сегмент гражданского рынка ЭКБ практически не сформирован, поскольку доля импортной комплектации в аппаратуре гражданского применения очень высока. Из этого следует, что разработка ЭКБ ОП путем сосредоточения необходимых ресурсов и компетенций в едином центре, интегрирующем в своем составе структуры, проектирующие и выпускающие СБИС, комплексирующие их в модули и системы на кристалле и выпускающие законченные потребительские изделия, дает не только высокий коммерческий (в т.ч. для специальных потребителей и в т.ч. экспортный) потенциал в рамках направления цифровой логистики. Планируемый ассортимент ЭКБ ОП может быть востребован во многих отраслях, нацеленных на продвижение в рамках технологий «Интернета вещей» (IoT) и «киберфизических систем» (CPS или Индустрия 4.0).

 

Функциональные задачи:

– анализ технологических потребностей цифровой логистики и выработка на этой основе требований к ЭКБ ОП;
– выработка рациональной номенклатуры микромодулей, необходимой для синтеза номенклатуры необходимой ЭКБ;
– проектирование заданной номенклатуры СБИС, микромодулей и систем на кристалле (радиочастотных, цифровых, криптопроцессоров и др.) в дизайн-бюро;
– разработка СПО для СБИС, микромодулей и систем на кристалле;
– организация производства опытных и промышленных партий СБИС, микромодулей и систем на кристалле;
– проектирование функциональных РЭС и разработка СПО, проектирование конструкций конечного оборудования и организация серийного выпуска конечного оборудования как главная задача направления.

 

Характеристика технологических решений ЦР ЭКБ:

– проектирование радиочастотных микросхем в технологиях 65-130 нм;
– проектирование цифровых микросхем в технологиях 12-65 нм;
– проектирование и организация производства миниатюрных приемных и приемо-передающих модулей на рабочие частоты до 15 ГГц;
– выпуск ряда позиций ЭКБ ОП в технологии «система на кристалле»;
– организация производства на предприятиях отечественной и зарубежной промышленности.

 

Ключевые подходы к организации проектирования. Сквозное моделирование элементной базы, модулей и систем

Общепринятым в мировой электронной индустрии средством для представления результатов разработки, которое обеспечивает вертикальную интеграцию и совместимость на различных уровнях, является модель (компонента, устройства, системы). Для быстрого, точного и однозначного использования результатов проектирования более нижнего уровня, каждый разработанный компонент, блок или система должны описываться моделью, которая может быть использована при проектировании системы более высокого уровня. Модель подразумевает описание функций, параметров и поведения описываемого элемента (компонента, системы) при воздействии на него сигналов, температур, излучений и других факторов. Примером широко используемых форматов моделей, совместимых со многими средствами САПР, являются Spice и VHDL описания.

 

Вертикальная интеграция проектирования (от ЭКБ до законченных систем)

Вертикальная интеграция может быть обеспечена, если будут выбраны такие форматы моделей, которые:

– широко распространены и поддерживаются многими существующими средствами САПР;
– позволяют моделировать устройства (компоненты, системы) различной (в идеале – любой) степени сложности;
– допускают все типы описания – текстовый, схемный, физический, и др.;
– могут применяться как для аналоговых, так и для цифровых схем;
– применимы как для низкочастотных, так и для высокочастотных радиоэлектронных узлов.

Подход к вертикально-интегрированному проектированию на основе моделей является не только общепринятым в настоящее время, но и единственно возможным в современных условиях рынка радиоэлектронной аппаратуры.

 

Имеющиеся ключевые компетенции в разработке специализированных навигационных СБИС, модулей и систем

Для работы в ЦР ЭКБ НАП предлагается использовать команду специалистов, которые участвуют в работах по созданию комплектов СБИС для приема и обработки сигналов спутниковой навигации уже более 15 лет. За это время были созданы несколько поколений микросхем, которые успешно прошли испытания и применяются в аппаратуре наземного и космического базирования. Кроме того, на разработанных микросхемах были разработаны ряд модулей и законченных устройств для спутниковой навигации, связи, защиты информации.

Особенностью всех перечисленных устройств является высокая степень интеграции, малые габариты и потребляемая мощность, что достигается применением собственной специализированной элементной базы.

В процессе разработки микросхем командой специалистов создана широкая номенклатура полупроводниковых библиотечных блоков (semiconductor IP), которые могут быть повторно использованы в других проектах. Эти IP блоки пригодны как для использования в последующих собственных разработках, так и для передачи их на возмездной основе другим предприятиям – разработчикам интегральных схем и Систем-на-Кристалле.

Создаваемые IP блоки, имеющие существенный рыночный потенциал, проходят процедуру каталогизации с составлением подробного описания (datasheet) для передачи потенциальным заказчикам. Созданная таким образом библиотека IP насчитывает более 500 продуктов в 28 категориях.

Учитывая рыночную стоимость каждого такого блока, а также их широкую номенклатуру, данная интеллектуальная собственность может в значительной степени повысить стоимость активов создаваемого дизайн-центра, а также обеспечить быстрый и эффективный старт проекта.

 

Предлагаемые ключевые мероприятия:

  • Обеспечение юридического статуса направления.
  • Выделение помещений для функционирования подразделения.
  • Оснащение подразделения средствами проектирования – специализированным оборудованием, компьютерной техникой и лицензионным ПО.
  • Обустройство измерительной лаборатории с электромагнитным экранированием, оснащенной безэховыми камерами.
  • Оснащение центра измерительным оборудованием для исследования экспериментальных и опытных образцов СБИС и модулей.
  • Оснащение центра высокопроизводительным измерительным комплексом для тестирования цифровых, аналоговых и СВЧ микросхем.
  • Выполнение комплекса НИОКР по постановке в центре технологий и методик проектирования, трансферу технологий и библиотек сложнофункциональных блоков.

ЛИЦЕНЗИИ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЛОГИСТИКИ, РЕШАЕМЫЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

В современной парадигме «цифровой трансформации общества» решение множества задач, связанных с предоставлением сервисов и услуг, перемещением транспортных средств и различного вида материальных ценностей, необходимо переосмысление путей и способов решения традиционных задач логистики. Такие факторы, как информационная составляющая логистических задач, трансграничный характер транзакций, международная специализация в рамках производства, необходимость контроля выполнения логистических задач на всех ее этапах практически в режиме реального времени на современном этапе выходят на передний план.

Так например, на заседании Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (Бишкек, 14 июня 2019 г) в Декларации Совета глав государств – членов единодушно признана важность инноваций и цифровой экономики как ключевого фактора среднесрочного и долгосрочного экономического роста и глобального устойчивого развития, выражена готовность к согласованию инновационных политик государств и содействию кооперации элементов инновационной экосистемы. Государства-члены считают, что развитие индустрии услуг и торговли услугами имеет важное значение для роста и цифровой трансформации экономики. Ключевыми направлениями признаны развитие автомобильного и железнодорожного транспорта, мультимодальных транспортных коридоров, международных мультимодальных центров логистики, внедрение инновационных и энергосберегающих технологий, оптимизацию трансграничных процедур в соответствии с лучшими международными практиками и реализацию других совместных инфраструктурных проектов.

Отвечая на вызовы современных трендов цифровой трансформации мирового сообщества, а также во исполнение задач, поставленных в рамках национальных программ Российской Федерации, ООО «ЦСЛ» ставит к реализации следующий комплекс проектов:

Разработка и внедрение «Цифрового двойника» типового сегмента логистической экосистемы»;

  • Разработка и внедрение спутниковой системы мониторинга транспорта КУПОЛ®-КОНТРОЛЬ для обеспечения безопасности процессов инкассации;
  • Разработка и внедрение “Системы обеспечения безопасности, мониторинга местоположения и технического состояния железнодорожных вагонов”;
  • Разработка и внедрение нового поколения автоматизированной системы учета и контроля отходов I – V классов опасности;
  • Организация центра разработки специализированной электронной компонентной базы (ЭКБ) отечественного производства, обеспечивающей создание линейки аппаратуры полного функционального цикла цифровой логистики.

 

Основными целями реализации комплекса проектов является:

  • Создание надежной информационной платформы для максимально быстрого и беспрепятственного транзита грузов за счет гибкого планирования и мониторинга фактических логистических процессов в технологии «цифрового двойника»
  • Создание предпосылок для формирования динамичной и прибыльной отрасли внутренней логистики за счет использования современных цифровых технологий при выполнении ключевых транзитных, экспортных и импортных операций на основе принципа «5С» (Скорость + Сервис + Сохранность + Стоимость + Стабильность)
  • Обеспечение единой доверенной информационно-коммуникационной среды основных игроков логистического процесса («Финансы/Заказчик/Поставщик/Перевозчик») в технологии «распределенного реестра»
  • Разработка и внедрение цифровых технологий «умной логистики»
  • Внедрение упрощенных бюрократических процессов, сопровождающих как внутренние перевозки всеми видами транспорта, так и транзитные и экспортно-импортные перевозки.

 

Основные задачи, поставленные к решению в рамках проектов:

  • внедрение разработанных нормативов и процедур (прозрачное ценообразование на услуги, упрощенные тарифы, единые регуляторные процедуры, эффективное использование ж/д путей, морских и сухопутных трасс, упрощенное (в т.ч. электронное) таможенное декларирование и единые пакеты транспортных документов), направленных на упрощение бюрократических процессов, сопровождающих транзитные и экспортно-импортные перевозки;
  • обеспечение единой цепочки цифровых и ориентированных на клиентов сервисов для легкого доступа к услугам «Транзит/Экспорт/Импорт» (системы предварительных и оперативных заказов);
  • реализация комплексных мер безопасности и сохранности перемещаемых грузов за счет обеспечения их сквозной прослеживаемости с использованием современных технологий дистанционного мониторинга местоположения и контроля целостности товарных/грузовых единиц, в т.ч. с применением комплексного машиночитаемого маркирования и электронных пломбировочных устройств;
  • обеспечение доступа перевозчиков, экспедиторов, сторонних логистических компаний, а также центров распределения и складского хранения к необходимым услугам с использованием современных цифровых сервисов;
  • разработка и реализация системы распределенных баз данных учета поставщиков, производителей и перевозчиков товаров (включая базу арендного транспортного парка);
  • разработка и реализация единой доверенной информационно-коммуникационной среды основных игроков логистического процесса («Финансы/Заказчик/Поставщик/Перевозчик») в технологии «распределенного реестра»;
  • интеграция функций сегмента логистической экосистемы в Экспертный центр, выполняющий функции ситуационного центра, работающего в технологии «цифрового двойника» и обеспечивающего «цифровое присутствие» экспертов и операторов в логистическом процессе.

 

Внедрение результатов Проекта будет способствовать как обеспечению связанности территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятию и удержанию лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем. Одновременно будет достигнуто радикальное повышение уровня прозрачности оборота легальной промышленной продукции на территории России, а так же положено начало формированию трансграничного пространства доверия путем согласованного развития элементов цифровой экономики на территории стран – участниц Евразийского экономического союза в кооперации с партнерами на европейском и азиатско-тихоокеанском направлениях в форматах ШОС и БРИКС.

Поставленные цели достигаются за счет разработки и внедрения единой интегрированной с сервисами прикладной цифровой платформы, применение которой позволит участникам логистического рынка как решать бизнес-задачи в едином цифровом пространстве со сниженными транзакционными издержками и повышенной эффективностью цепочек поставок товаров и услуг, так и обеспечивать «сквозную» прослеживаемость грузовых единиц на всех этапах, включая производство, транспортировку, хранение и эксплуатацию на основе комплексного использования разработок в области современных информационно-коммуникационных технологий. Речь идет о разработке и внедрении логистической экосистемы в технологии «цифрового двойника». При этом предполагается взаимоувязанный обмен данными (плановые и фактические операции перемещения товаров, финансовые и таможенные транзакции, реестры потребителей, поставщиков и перевозчиков, сервисы и упрощенные бюрократические процессы для основных участников логистического процесса и т.п.) в доверенной информационно-коммуникационной среде, а также хранение данных на основе технологий распределенного реестра.

Проект основывается на использовании десятков современных информационно-коммуникационных технологий (таких как спутниковый мониторинг, навигация в закрытых помещениях, машиночитаемое маркирование (включая активную RFID -идентификацию ), «облачная» и «туманная» обработка данных, виртуальная и дополненная реальности, использование приемо-передающих устройств на базе SDR-технологии и систем с использованием ШПС и др.), включающих решения в области информационной безопасности.

Реализация предлагаемых Проектов может стать реальным шагом в практическом развитии и внедрении технологий Интернета вещей, распределенного реестра, беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальностей в целях борьбы с нелегальным оборотом промышленной продукции, а также внести существенный вклад в увеличение не сырьевого экспортного потенциала Российской Федерации.

Кроме того, ввиду масштабности применения современных типов машиночитаемой маркировки грузов (сотни миллионов прослеживаемых грузовых и транспортных единиц и миллионы технических средств для их прослеживаемости), реализация предлагаемого Проекта дополнительно может послужить мощным драйвером как реального внедрения в Российской Федерации технологий «Интернета вещей» в целом, так и развития технологий беспроводного доступа, навигации в закрытых помещениях, а также разработки и внедрения необходимой отечественной электронной компонентной базы.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЦИФРОВОЙ ЛОГИСТИКИ

Перечень основных нормативных документов по проблематике организации цифровой логистики:

1. Ключевые документы Стратегии развития информационного общества, в том числе за счет обеспечения опережающего развития ключевых информационных технологий в рамках реализации программы «Цифровая экономика Российской̆ Федерации»

  • Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы»
  • Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. Утверждение программы «Цифровая экономика Российской̆ Федерации»
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
  •  Договор о Евразийском экономическом союзе, Астана, 29 мая 2014 г.

2. Документы по противодействию незаконному обороту промышленной продукции

  • Указ Президента РФ от 23 января 2015 г. № 31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции»
  • Распоряжение Правительства РФ от 5 декабря 2016 г. № 2592-р «Об утверждении Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года»

Документ, в котором имеется ссылка на Стратегию по противодействию…

  • Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (Раздел I . Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Программы)
  • Поручение Правительства РФ от 21 ноября 2017 «О разработке концепции по созданию в Российской Федерации системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками до 2024 года и плана ее реализации»

3. Документы по введению маркировки товаров

  • Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (Статья 12. Налогообложение и маркировка алкогольной продукции)
  • Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2011 г. № 297 «О порядке маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками»
  • Постановление Правительства РФ от 26 января 2010 г. № 27 «О специальных марках для маркировки табачной продукции»
  • Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2014 г. № 1161 «Об утверждении Положения о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень)»
  • Постановление Правительства РФ от 11 августа 2016 г. № 787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха»
  • Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (Статья 46. Маркировка лекарственных средств)
  • Постановление Правительства РФ от 24 января 2017 г. № 62 «О проведении эксперимента по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения»