О КОМПАНИИ

Национальный Центр Компетенций

Входит в Инновационный Экологический Холдинг

Группа Компаний, разработавшая интеллектуальную платформу внедрения и коммерциализации международно-значимых экологических технологий, созданных на основе объединения лучших знаний и компетенций российских инновационных и уже хорошо зарекомендованных технологий.

ГК Национальный Центр Компетенций обеспечивает управление проектами в следующих сферах:

Управление отходами

SMART BACK-END – цифровая платформа полного комплекса услуг по обращению с радиоактивными отходами;

  • Разработка и внедрение цифровых решений логистики и систем учета, контроля и инвентаризации радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО);
  • Обращение с твердыми и жидкими радиоактивными отходами
  • Производство и поставка интеллектуальных контейнеров для транспортировки и хранения радиоактивных отходов;
  • Мониторинг логистики транспорта, задействованного в утилизации отходов;
  • Автоматизация процессов учета, контроля и инвентаризации радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО) на всех этапах их жизненного цикла;
  • Производство специализированного оборудования и сорбентов для кондиционирования ЖРО;


Обращение с отходами 1-4 класса опасности;



Центр химико-аналитических испытаний.

Научный потенциал

Наша команда более 40 лет создает продукты для очистки жидких сред от радионуклидов и тяжелых металлов.

Научный коллектив возглавляет Виктор Ремез, Заслуженный изобретатель России, доктор технических наук.

Научно-технологические партнеры:

Уральский Федеральный Университет (РФ), Национальный Ядерный Центр Республики Казахстан (Казахстан), ВНИИ по эксплуатации атомных станций (РФ), Fukushima University (Япония), Lawrence Livermore National Laboratory (США).

Производство

Производственная программа включает в себя хорошо зарекомендовавшие себя в отрасли ж елезобетонные контейнеры для ОНАО, НАО, САО и ВАО, в том числе интеллектуальные контейнеры на базе НЗК-МР, НЗК-МР-150, НЗК-МР-150-К, НЗК-I, НЗК-II, НЗК-III, которые включены в реест контейнеров и упаковок Росатома, рекомендованных к применению на объектах атомной энергетики и пунктах захоронения, траверсы, захваты, стационарные и мобильные комплексы по переработке РАО, нестандартное оборудование, сорбенты. Вся продукция сертифицирована и полностью соответствуют отраслевым требованиям.

Опыт и команда

Команда и специалисты ГК Национальный центр компетенций имеют богатый, измеряемый десятилетиями, отраслевой опыт, который позволяет эффективно решать самые сложные задачи, активно используя все конкурентные преимущества.

Собственное производство и научно исследовательская деятельность защищена российскими и международными патентами. Продукция и услуги ГК Национального центра компетенций широко применяется на объектах использования атомной энергии, предприятиях связанных с опасными отходами в Российской Федерации и за рубежом, в том числе были использованы при ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС и на АЭС Фукусима.

Деятельность и опыт Команды «Национального центра компетенций» направлены на обеспечение безопасности гражданских и военных объектов путем оказания полного комплекса услуг в области обращения с радиоактивными и иными опасными отходами, а также производство и поставки технологий и оборудования специального назначения.

Основной акцент в своей деятельности мы делаем на развитии инновационных технологий и компетенций, создаваемых в первую очередь в рамках НИОКР, при строгом соблюдении всех отраслевых и международных норм безопасности.

Партнеры

Продукция и услуги ГК «Национальный Центр Компетенции» широко востребованы среди наших партнеров входящих в контур Госкорпорации “Росатом”, в том числе Концерн “Росэнергоатом”, ФГУП “РосРАО”, ФГУП “Атомфлот”, ФГУП “Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами”, ФГУП “Радон”, ОДИЦ, Nukem Technologies (Германия), Avantech (США), военные объекты, предприятия нефтегазовой отрасли, горно-обогатительное (урановое) производство, исследовательские и инновационные центры.

КОМПЕТЕНЦИИ

SMART BACK-END – цифровая платформа полного комплекса услуг по обращению с радиоактивными отходами

SMART BACK – END – цифровая интеграционная платформа полного комплекса услуг по обращению с радиоактивными отходами, включающая в себя:

 

1. СБОР РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ

При выполнении данного вида работ учитываем следующие факторы:

— физико-химические характеристики радиоактивных отходов;
— тип и содержание;
— концентрация радионуклидов;
— приемлемость радиоактивных отходов для определенных методов обработки;
— наличие возможных и доступных способов хранения или захоронения.

Разделение отходов базируется на точных результатах радиохимических характеристик отходов, удельной активности, а также уровня загрязнения. Это крайне важно для обеспечения требуемых мер радиационной безопасности.

При работе используется специальная измерительная аппаратура в соответствии с утвержденными методиками измерений. После снижения активности до требуемых уровней, ТРО и ЖРО утилизируются в соответствии с действующими требованиями, которые исключают вредное воздействие этих отходов на природу и человека.

 

2. ПЕРЕРАБОТКА И КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ

Переработка и кондиционирование радиоактивных отходов осуществляется с применением технологии COREBRICK.

Обращение с жидкими радиоактивными отходами является серьезной проблемой при выводе АЭС из эксплуатации. Сложность задачи вызвана необходимостью перевода ЖРО в твердое состояние в месте их образования с последующей передачей на захоронение в специализированные хранилища.

При выборе технологии переработки ЖРО главными критериями являются фактор сокращения объема ЖРО – Volume Reduction Factor ( VRF ) и стоимость дезактивации/демонтажа/вывоза оборудования. Традиционные технологии переработки ЖРО – упаривание, цементирование и колоночное фильтрование имеют низкий VRF и высокую стоимость дезактивации/демонтажа оборудования.

Технология переработки и кондиционирования ЖРО COREBRICK позволяет существенно сокращать объем конечных РАО и переводить их в форму, пригодную для передачи на захоронение. В основе технологии лежит процесс ионоселективной сорбции с использованием линейки неорганических мелкодисперсных сорбентов. Высокая избирательность синтезированных сорбентов достигается за счет подбора наноматериалов с размером ячеек в несколько десятков ангстремов, совпадающих с размерами акватированных ионов конкретных радионуклидов.

Так, 1м3 сорбентов способен очистить от 1000 до 10000 м3 жидкости, содержащей радионуклиды Cs 137, Sr 90, Mn 54, Co 60, Sb 124 и другие изотопы. Сорбенты эффективно работают в жидкостях с pH от 1 до 14, в том числе и с высоким солесодержанием (до 500 г/л), что характерно для выпаренных концентратов, которые накапливаются на АЭС в больших объемах.

Сорбенты выпускаются в двух основных формах – гранулированные (для фильтровальных колонн) и в виде мелкодисперсного порошка для статической сорбции (перемешивания) в объеме жидкости. Мелкодисперсные порошки содержат 100% активного вещества сорбционную емкость. Сорбенты позволяют существенно сократить предварительную подготовку ЖРО и производить переработку первоначального отхода.

Процесс очистки жидкости и концентрации радионуклидов на сорбентах осуществляется внутри контейнеров для радиоактивных отходов, в которых происходит перевод ЖРО в твердую фазу для последующей передачи на захоронение. Алгоритм подбора сорбентов многократно отработан в испытаниях на реальных ЖРО АЭС в России и за рубежом.

 

3. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ

Использование нами специализированной техники и системы безопасности при транспортировании радиоактивных отходов, исключают вредное воздействие на окружающую среду и обслуживающий персонал. Перевозка осуществляется в специальных транспортных контейнерах или цистернах, исключающих повреждение перевозимого груза и любого контакта с окружающей средой.

Все автомобили оборудованы современными средствами связи с мониторингом месторасположения, состояния автомобиля и перевозимого груза в режиме реального времени. При транспортировании опасных отходов осуществляется строгий контроль всех правил перевозки с обязательным согласовыванием маршрута следования и сопровождении автомобилями ГИБДД.

 

4. УПАКОВКА РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ КОНТЕЙНЕРЫ

При упаковке мы используем контейнеры собственного производства, которые соответствуют требованиям для передачи Национальному оператору и включены в реестр контейнеров и упаковок Росатома, рекомендованных к применению на объектах атомной энергетики.

 

5. УЧЕТ ОТХОДОВ, КОНТРОЛЬ, ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И МОНИТОРИНГ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ

Единая автоматизированная система УЧЕТА, КОНТРОЛЯ И ИНВЕНТАРИЗАЦИИ радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО) предназначена для автоматизации процессов обращения с РВ и РАО на всех этапах их жизненного цикла.

Созданная и внедренная система учета, контроля и инвентаризации РВ и РАО предназначена для реализации требований действующей в РФ нормативной базы по проблеме учета РВ и РАО к Единой государственной системе обращения с РАО и является территориально распределенной информационно-учетной системой, состоящей из совокупности специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМ). Данная система интегрирует в своих базах данных сведения об используемых РВ, партиях РАО и операциях, выполненных с ними на этапах сбора, первичной паспортизации, сортировки, переработки, кондиционирования, размещения на промежуточное хранение, инвентаризации, отправки в стороннюю организацию и т. д.

 

6. ПЕРЕДАЧА НА ВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ ИЛИ ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ В ФГУП “НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР”

Национальный оператор осуществляет прием радиоактивных отходов на захоронение в соответствии с тарифами на захоронение радиоактивных отходов. Порядок государственного регулирования тарифов на захоронение радиоактивных отходов, в том числе основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление таких тарифов, установлен Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 11 июля 2011 года № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами”.

Производство специализированного оборудования

1. ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОНТЕЙНЕРЫ НЗК ДЛЯ НАО, САО и ВАО с внутренним объемом 0.60, 1.15, 1.30, 1.50, 1.90 куб.м

Радиоактивные отходы (в т.ч. иммобилизованные) могут размещаться как в контейнере, так и в первичных упаковках – бочках 200 л. и специальных вкладышах (для графита, отработанных ионообменных смол).

Максимальные внутренние размеры для размещения РАО для контейнеров типа НЗК: 1440х1440х990 мм

Масса заполненного контейнера: до 19 т.

Срок службы железобетонных контейнеров при хранении в наземных сооружениях: не менее 50 лет и до 300 лет в хранилище.

 

2. КОНТЕЙНЕРЫ ДЛЯ ЖРО

Для транспортирования ЖРО используются специальные автомобили со стационарно закрепленными контейнерами объемом до 24 куб.м, которые могут транспортироваться железнодорожным, автомобильным и морским транспортом.

 

3. КОНТЕЙНЕРЫ ДЛЯ ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ

Для защиты от источников бета- и гамма-излучения (на основе, Cs , Sr , Co и др.) используются контейнеры из стали, свинца, обедненного урана и др. Для нейтронных источников применяются контейнеры со слоем поглотителя нейтронов (например, полиэтилен, обогащенный бором).  

 

4. МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КОНТЕЙНЕРЫ ДЛЯ НАО

Контейнеры с внутренним объемом от 0.13 до 4.7 куб.м, а также контейнеры объемом 32,2 куб.м

Радиоактивные отходы (в т.ч. иммобилизованные) могут размещаться как в контейнере, так и в первичных упаковках – бочках 200 л. Для размещения бочек разработаны специальные серии контейнеров с максимальной массой заполненного контейнера до 24 т. и сроком службы при хранении в наземных сооружениях не менее 30 лет.

 

5. Автоматизированные установки по получению высокоэффективного комбинированного дезинфектанта “ДИОКСИД ХЛОРА И ХЛОР” для обеззараживания и очистки воды.

Установка вырабатывает высокоэффективный экономичный комбинированный дезинфектант “Диоксид хлора и хлор”, зарегистрированный в реестре РФ, который может быть использован для замены жидкого хлора и гипохлоритов натрия и кальция для обработки питьевых, оборотных и сточных вод.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

  • процесс полностью автоматизирован;
  • водный раствор с дозируемым содержанием дезинфектанта “Диоксид хлора и хлор” производится установкой на месте потребления и сразу подается в обрабатываемую воду;
  • замена жидкого хлора на комбинированный дезинфектант уменьшает потенциальную опасность чрезвычайных ситуаций, связанных с хранением, использованием и транспортировкой хлора;
  • применение установки сокращает эксплуатационные затраты по сравнению с использованием хлора, гипохлоритов и импортных установок по производству диоксида хлора;
  • установка безопасна в эксплуатации и обеспечивает высокую культуру производства.

Впервые в России создана установка, работающая на отечественном сырье – хлорате натрия, хлориде натрия, серной кислоте.

СОРБЕНТЫ

1. Сорбент УНИКЕТ предназначен для быстрой концентрации радионуклидов цезия из слабокислых и нейтральных водных растворов (морская и пресная вода, технологические растворы) с общим солесодержанием до 500 г/л. Концентрация не зависит от высоких содержаний ионов калия и натрия.

2. Сорбент МОДИКС – неорганический сорбент на базе диоксида марганца. Выпускается в двух модификациях: МОДИКС – и МОДИКС-К (композитная версия). В композитной версии в качестве носителя используется натуральный алюмосиликат (опал).   МОДИКС извлекает ионы стронция, плутония, урана и дочерних продуктов распада радона из водных растворов.

3. Селективный сорбент НИКЕТ на базе ферроцианида никеля удаляет изотопы цезия и таллия из водных растворов. Присутствие в растворе ионов калия и натрия не ограничивает эффективность сорбента по извлечению цезия.

4. Сорбент Рацир применяется для очистки питьевой воды и водных растворов от ионов кремния и поливалентных металлов. а так же для очистки питьевой воды от радона и его продуктов распада. 

5. Сорбент СМЕТ – неорганический сорбент, основанный на сульфиде меди. Сульфид меди извлекает ионы сурьмы, ртути, мышьяка, кадмия, кобальта и серебра в водных растворах с солесодержанием до 500 г/л.

6. Сорбент АНФЕЖ предназначен для быстрого концентрирования радионуклидов цезия из слабокислых и нейтральных водных растворов (таких, как морская и пресная вода, а также технологические растворы АЭС) с общим солесодержанием до 500 г/л. Эффективность сорбента не снижается при высоком содержании в анализируемом растворе ионов калия и натрия.

Центр химико-аналитических испытаний

Центр химико-аналитических испытаний обеспечивает:
  • анализ питьевой воды из скважины или из сетей централизованного водоснабжения;
  • химический анализ горячей воды
  • химический анализ сточных вод (неочищенных, очищенных и ливневых);
  • химический анализ природной воды (поверхностной и подземной);
  • инвентаризация стоков и обследования предприятий с целью определения источника, загрязняющего сточные воды;

Разработка инновационных экологических технологий по утилизации отходов 1-4 класса опасности и ликвидации накопленного экологического ущерба

С момента основания ГК «Национальный Центр Компетенций» активно отбирала наиболее прорывные технологии для создания комплексного решения по утилизации отходов 1-4 класса, в результате данных изысканий была создана Концепция «Национальный ЭкоТехноПарк». Данное решение позволяет осуществить логистику всех видов отходов, которые производит тот или иной субъект Федерации в разрезе: город, поселок городского типа, любой иной населенный пункт в рамках отраслевой схемы комплексного обращения с отходами к локации данного ЭкоТехноПарка. На территории порядка 30-35 Га создается промышленный кластер который позволяет утилизировать и перерабатывать все виды отходов, поступающих на данную территорию. Данный ЭкоТехноПарк реализуется в тесном партнерстве с компаниями лидерами утилизации переработки отходов по всей морфологии данных отходов, начиная от утилизации электронных плат и заканчивая утилизацией опасных видов отходов. Данная концепция позволит любому населенному пункту России полностью утилизовать все виды отходов, которые производятся на территории данных городов, либо иных населенных пунктах.

Отходы 1 – 4 класса опасности классифицируются в зависимости от степени вредного воздействия.

4 класс
продукты, которые представляют малую опасность для окружающей среды с восстановлением ущерба от такого вреда за три года.

3 класс
продукты и материалы, которые причиняют ущерб окружающей среде с периодом восстановления порядка 10 лет.

2 класс
Опасные отходы на восстановление загрязненных территорий от которых требуется не меньше 30 лет.

1 класс
Чрезвычайно опасные вредные вещества, наличие которых в природе крайне разрушительно. Ущерб практически не восстанавливаемый.

Богатый собственный опыт, собственная научно-производственная база и тесное взаимодействие в ведущими экспертами и отраслевыми лидерами позволяют создавать и внедрять эффективные решения, которые комплексно решают самые сложные задачи.

Производство стационарных комплексов для дизенфекции нежилых объектов, транспорта, общественных парков, инженерных сооружений с применением инновационной отечественной технологии на основе диоксида хлора

Автоматизированные установки по получению комбинированного дезинфектанта «Диоксид хлора и хлор» для обеззараживания воды позволяют эффективно решать вопросы обеззараживания на всех объектах водоподготовки и водосброса.

«Диоксид хлора» получают из доступного отечественного сырья: хлората натрия, поваренной соли и серной кислоты. Установки могут размещаться как в существующих помещениях, так и поставляются в составе готовых модульных станций для обеззараживания воды.

Внедрение более чем на 25 водоканалах РФ позволяет сделать объективные выводы о его экономичности, экологичности и эффективности по сравнению с хлорированием жидким хлором:

  • снижение удельных затрат на обеззараживание в 1,5-2,0 раза;
  • устранение экологической и технологической опасности, связанной с транспортировкой, хранением и применением жидкого хлора; отсутствие необходимости в санитарно-защитных зонах объектов водоподготовки, уход от принадлежности к опасному производственному объекту;
  • снижение содержания канцерогенных хлорорганических соединений в питьевой воде до 200 раз и ниже предела обнаружения, а в отличие от диоксида хлора, получаемого на импортных установках, наличие побочных продуктов – хлорит-ионов, не превышает ПДК;
  • улучшение органолептических свойств воды;
  • эффективное обеззараживание (в том числе от вирусов, спор и простейших) и окисление примесей при дозах в 6-20 раз ниже, чем для хлора;
  • удаление и предотвращение биообрастаний и коррозии в трубопроводах разводящих сетей;
  • в случае установки модульной станции отпадает необходимость в проектировании техперевооружения водоочистных сооружений и строительно-монтажных работах;
  • потребляемая электроэнергия одной установкой менее 100 Вт;

Замена газообразного и жидкого хлора, а также гипохлоритов натрия и кальция на КД приведет к гарантированному обеспечению эпидемиологической безопасности и химической безвредности питьевой воды в условиях недостаточной санитарно-технической надежности водораспределительных сетей городов и населенных пунктов.

Данная технология позволяет также эффективно решать вопросы дезинфекции объектов

Производство мобильных комплексов для дизенфекции нежилых объектов, транспорта, общественных парков, инженерных сооружений с применением инновационной отечественной технологии на основе диоксида хлора

Автоматизированные установки по получению комбинированного дезинфектанта «Диоксид хлора и хлор» для обеззараживания воды позволяют эффективно решать вопросы дезинфекции различных объектов инфраструктуры.

«Диоксид хлора» получают из доступного отечественного сырья: хлората натрия, поваренной соли и серной кислоты.

Предлагаемое решение позволяет:

  • снижение удельных затрат на дезинфекцию в 2,0-10,0 раза;
  • устранение экологической и технологической опасности, связанной с транспортировкой, хранением и применением жидкого хлора; отсутствие необходимости в санитарно-защитных зонах объектов водоподготовки, уход от принадлежности к опасному производственному объекту;
  • снижение содержания канцерогенных хлорорганических соединений в питьевой воде до 200 раз и ниже предела обнаружения, а в отличие от диоксида хлора, получаемого на импортных установках, наличие побочных продуктов – хлорит-ионов, не превышает ПДК;
  • улучшение органолептических свойств воды;
  • эффективное обеззараживание (в том числе от вирусов, спор и простейших) и окисление примесей при дозах в 6-20 раз ниже, чем для хлора;
  • удаление и предотвращение биообрастаний и коррозии в трубопроводах разводящих сетей;
  • в случае установки модульной станции отпадает необходимость в проектировании техперевооружения водоочистных сооружений и строительно-монтажных работах;
  • потребляемая электроэнергия одной установкой менее 100 Вт;

Замена газообразного и жидкого хлора, а также гипохлоритов натрия и кальция на КД приведет к гарантированному обеспечению эпидемиологической безопасности и химической безвредности питьевой воды в условиях недостаточной санитарно-технической надежности водораспределительных сетей городов и населенных пунктов.

Данная технология позволяет также эффективно решать вопросы дезинфекции объектов.

Мониторинг логистики транспорта, задействованного в утилизации отходов 1-4 класса

  • Разработка специального программного обеспечения (СПО) диспетчерских центров (ДЦ) мониторинга состояния и местоположения удаленных объектов (от «легких» решений до СПО функционально и территориально распределенных ДЦ с многоуровневой иерархией);
  • Разработка схемотехнических решений как специализированых модулей, так и навигационной аппаратуры потребителей (НАП) в целом;
  • Разработка СПО НАП;
  • Разработка и внедрение систем на базе активных радиометок, имеющих широкий спектр применения;
  • Комплексное понимания базовых и специализированных функциональных возможностей информационно-навигационных систем (ИНС) и связных систем, аппаратуры частотной и временной синхронизации;
  • Практическое использования спутниковой навигации (применение приемников глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS, в т. ч. с использованием сигналов дифференциальной коррекции и высоко-точной эфемеридно-временной информации);
  • Владение методологией и инструментарием исследований, описания и реинжиниринга бизнес-процессов Заказчика с целью комплексной автоматизации предприятия в рамках единой системы;
  • Организация мелкосерийного производства НАП и специальных систем связи;
  • Использование геоинформационных систем (ГИС) для отображения и хранения информации в ИНС;
  • Разработка модулей защиты информации, циркулирующей в ИНС;
  • Передача информации по различным каналам связи (КВ и УКВ, транкинговый, GSM, CDMA, ШБД, спутниковый);
  • Внедрение ИНС и их элементов в структурах и на объектах специальных потребителей;
  • Организация и проведения испытаний, обслуживания и ремонта ИНС и их элементов;
  • Поддержания в эксплуатационнотехнической готовности измерительных средств испытательных полигонов.

ЛИЦЕНЗИИ

1. Лицензия Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору ЦО-(У)-07-602-9824 от 06.марта 2017 г. на обращение с радиоактивными веществами при их хранении,переработке и транспортировании, выданная ООО «НЦК». Срок действия лицензии до 06 марта 2022 г.

2. Лицензия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ЦО-(У)-06501-10395 от 31 января 2018 г. на обращение с радиоактивными веществами при их транспортировании, выданная ООО «НЦК». Срок действия лицензии до 31 января 2023 г.

3. Лицензия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №ОУ-У-03-101-2696 от 16 декабря 2016 г. на эксплуатацию ядерных установок в части разработки технологий переработки радиоактивных отходов, методик аналитического и радиационного контроля технологических сред а так же поставки, проведения пусконаладочных работ и испытания оборудования для работы с радиоактивными материалами на АЭС, выданная ООО НПП «Эксорб». Срок действия лицензии до 16 декабря 2021 г.

4. Аттестат аккредитации испытательной лаборатории (Центра) №РОСС RU.0001.510905 о соответствии требованиям ГОСТ ИСО /МЭК 17025/2009 на техническую компетентность и независимость для проведения химического анализа и отбор проб воды, выданный ООО НПП «Эксорб».

5. Сертификат системы менеджмента по ISO 9001 : 2018 в области “Разработка и производство сорбентов”, выданный ООО НПП «Эксорб».

ТРЕБОВАНИЯ И ПРОБЛЕМАТИКА ОБРАЩЕНИЯ С ОПАСНЫМИ ОТХОДАМИ

Старение парка атомных энергоблоков во всем мире обуславливает высокий спрос на технологии и услуги по безопасному и эффективному выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергетики – BACK – END.

Отличительными особенностями процесса вывода из эксплуатации объектов атомной энергетики и ядерного топливного цикла от иных промышленных предприятий является наличие радиационного загрязнения, создающего угрозы персоналу объекта и существенные затраты на обращение с радиоактивными отходами, массово образующимися при демонтаже, включая затраты на их переработку и захоронение.

Создание и внедрение оптимальных технологий BACK – END (обращение с радиоактивными отходами) с точки зрения экономической эффективности и соблюдения требований радиационной и промышленной безопасности является одним из ключевых направлений развития атомной отрасли.

Основными факторами, усложняющими внедрение оптимальных технологий для вывода из эксплуатации, являются:

  • значительный объем «бумажной» документации об объектах и режимах эксплуатации объектов;
  • отсутствие комплексного инженерного и радиационного обследования объекта
  • многообразие технологий переработки, дезактивации, транспортировки и захоронения радиоактивных отходов при недостаточности референций.

Отсутствие методов достоверного совмещения данных радиационной обстановки на объекте с его инженерно-топологической конфигурацией и реальной стоимостью выполнения работ по выводу из эксплуатации приводит к значительной погрешности расчетов затрат на вывод из эксплуатации.

Пример: Оценки затрат на вывод различаются между странами в разы: Франция – €300 млн/ГВт, Германия – €1,3 млрд/ГВт, Великобритания – €2,7 млрд/ГВт.

Развитие информационно-компьютерных технологий в части возможности создания высокоточных трехмерных моделей техногенных объектов, появления человеко-независимых способов получения конфигурационной (лазерное сканирование) и радиационной (гамма-сканирование) информации о состоянии объекта атомной энергии обуславливает возможность получения комплексной исполнительной инженерно-радиационной модели, наличие которой позволит устранить неопределенность и субъективный подход в оценках значимости радиационного фактора при выводе из эксплуатации.

При условии создания комплексной исполнительной инженерно-радиационной модели объекта на базе современных технологий цифрового моделирования, виртуальной реальности и имитационного моделирования в реальном времени, возможно создание программно-аппаратного комплекса, решающего задачу отработки оптимальных технологических решений для получения точного расчета затарат на вывода из эксплуатации конкретного объекта. При этом разработка проекта вывода из эксплуатации объекта, создание и внедрение оптимальных технологий и решений решений может совмещаться с процессом предварительного обучения персонала объекта и верификацией создаваемых решений.

 

Решение данной проблемы:

Создание цифровой интеграционной платформы SMART BACK – END, предоставит комплексное решение по управлению радиоактивными отходами упростит и удешевит процесс вывода из эксплуатации АЭС.

В перспективе платформа SMART BACK – END станет полноценным участником цепочки дешевой и безопасной генерации атомной энергии.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

  • Постановление Правительства РФ от 14.09.2016 г.   «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
  • Федеральный закон № 190-ФЗ от 11 июля 2011 г. «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон № 3-ФЗ от 09 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения
  • Федеральный закон № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»
  • Федеральный закон № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  • Федеральный закон № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности»
  • Федеральный закон № 74-ФЗ от 3 июня 2006 г. «Водный кодекс Российской Федерации»
  • Федеральный закон № 96-ФЗ от 04 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха»
  • Федеральный закон № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии»
  • Федеральный закон № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании»
  • Закон Российской Федерации № 2395-1 от 21 февраля 1992 г. «О недрах»
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации №384-р от 20 марта 2012 г.
  • Распоряжение Правительства РФ от 11.11.13 № 2084-р Схема территориального планирования РФ в области энергетики
  • Постановление Правительства РФ от 21.09.2005 N 576 “Об утверждении Правил отчисления организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (кроме атомных станций), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития”
  • Постановление Правительства РФ от 14.08.2013 N 698 “Об утверждении Положения об отчуждении пунктов захоронения радиоактивных отходов, находящихся в собственности юридических лиц, в собственность органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами”
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1185 от 19 ноября 2012 г. «Об определении порядка и сроков создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами »
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1069 от 19 октября 2012 г. «О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериям отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериям классификации удаляемых радиоактивных отходов»
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 767 от 25 июля 2012 г. «О проведении первичной регистрации радиоактивных отходов»
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1298 от 11 октября 1997 г. «Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов»
  • Постановление Правительства РФ № 1188 от 19 ноября 2012 г. “О порядке осуществления государственного учета и контроля радиоактивных отходов, в том числе регистрации радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами” (вместе с “Правилами осуществления государственного учета и контроля радиоактивных отходов, в том числе регистрации радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами”)
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 899 от 10 сентября 2012 г. «Об утверждении Положения о передаче радиоактивных отходов на захоронение, в том числе радиоактивных отходов, образовавшихся при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения»
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1186 от 19 ноября 2012 г. “Об утверждении Положения о возврате в Российскую Федерацию отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения, произведенного в Российской Федерации, и возврате отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения в страну поставщика закрытого источника ионизирующего излучения”
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1249 от 3 декабря 2012 г. “О порядке государственного регулирования тарифов на захоронение радиоактивных отходов”
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1187 от 19 ноября 2012 г. “Об утверждении Правил отчисления национальным оператором по обращению с радиоактивными отходами части поступающих при приеме радиоактивных отходов от организаций, не относящихся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, средств в фонд финансирования расходов на захоронение радиоактивных отходов”
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1189 от 19 ноября 2012 г. “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”
  • Постановление Правительства Российской Федерации №444 от 13 июля 2007 года «О федеральной целевой программе «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 года №280 “О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии”
 
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии

1. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии

1.1. Правила расследования и учета нарушений при обращении с радиационными источниками и радиоактивными веществами, применяемыми в народном хозяйстве. НП-014-2000.

1.2. Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла. НП-016-05 (ОПБ ОЯТЦ).

1.3. Сбор, переработка, хранение и кондиционирование жидких радиоактивных отходов. Требования безопасности. НП-019-15.

1.4. Сбор, переработка, хранение и кондиционирование твердых радиоактивных отходов. Требования безопасности. НП-020-15.

1.5. Обращение с газообразными радиоактивными отходами. Требования безопасности. НП-021-15.

1.6. Требования к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии. НП-024-2000.

1.7. Основные правила учета и контроля ядерных материалов НП-030-12.

1.8. Правила физической защиты радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ. НП-034-15.

1.9. Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников НП-038-11.

1.10. Требования к устройству и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов для объектов использования атомной энергии. НП-043-11.

1.11. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, для объектов использования атомной энергии. НП-044-03.

1.12. Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды для объектов использования атомной энергии. НП-045-03. Госатомнадзор, Госгортехнадзор, 2003

1.13. Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов для объектов использования атомной энергии. НП-046-03. Госатомнадзор, Госгортехнадзор, 2003

1.14. Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла. НП-047-11. Ростехнадзор, 2011.

1.15. Размещение ядерных установок ядерного топливного цикла. Основные критерии и требования по обеспечению безопасности. НП-050-03. Госатомнадзор, 2003

1.16. Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов. НП-053-04. Ростехнадзор, 2004

1.17. Захоронение радиоактивных отходов. Принципы, критерии и основные требования безопасности. НП-055-14. Ростехнадзор, 2015

1.18. Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации ядерных установок ядерного топливного цикла. НП-057-04. Ростехнадзор, 2004

1.19. Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения. НП-058-04. Ростехнадзор, 2004

1.20. Учет внешних воздействий природного и техногенного происхождения на объекты использования атомной энергии. НП-064-05. Ростехнадзор, 2005

1.21. Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации. НП-067-11. Ростехнадзор, 2011

1.22. Приповерхностное захоронение радиоактивных отходов. Требования безопасности. НП-069-14. Ростехнадзор, 2014

1.23. Правила оценки соответствия оборудования, комплектующих, материалов и полуфабрикатов, поставляемых на объекты использования атомной энергии. НП-071-06. Ростехнадзор, 2006

1.24. Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на предприятии ядерного цикла. НП-077-06. Ростехнадзор, 2006

1.25. Положение о порядке объявления аварийной готовности, аварийной обстановки и оперативной передачи информации в случае радиационно опасных ситуаций на предприятиях ядерного топливного цикла. НП-078-06. Ростехнадзор, 2006

1.26. Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии. НП-090-11. Ростехнадзор, 2011

1.27. Обеспечение безопасности при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Общие положения. НП-091-14. Ростехнадзор, 2014

1.28. Критерии приемлемости радиоактивных отходов для захоронения НП-093-14. Ростехнадзор, 2014

1.29. Нормы радиационной безопасности. НРБ-99-2009. Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.6.1.2523-09. Роспотребнадзор, 2009.  

1.30. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010). Санитарные правила и нормативы. СП 2.6.1.2612-10. Роспотребнадзор, 2010.

1.31. Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами. (СПОРО-2002). Роспотребнадзор, 2009

1.32. Требование к отчету по обоснованию безопасности пунктов хранения радиоактивных отходов в части учета внешних воздействий. ПНАЭ Г-14-038-96. Госатомнадзор, 1996